«Подвиг этот трудный, но прекрасный» В год столетия воззвания патриарха Тихона (Беллавина) «собираться в духовные союзы» на защиту православной церкви издательство Свято-Филаретовского института выпустило хрестоматию «История церковных братств в России». История братского движения в Русской православной церкви изучена мало. Есть отдельные исследования, посвящённые тем или иным братствам, но как целостное явление в истории православной церкви, берущее свои истоки в апостольских общинах и продолжающееся до наших дней, оно ещё не осознано. При этом зачастую именно братства, собрания верующих, объединённых общей жизнью на основе заповедей Христовых и общими делами, оказывались способными сохранять верность Церкви и защищать её в наиболее сложные периоды, когда она испытывала гонения со стороны власть имущих. Новая книга, по замыслу издателей, имеет своей целью поставить перед современной читающей аудиторией вопрос о братствах, как писал Н.С. Лесков, «вопрос чисто русский и необыкновенно интересный». Каковы границы понятия «братство»? Можно ли говорить о непрерывности «братского движения» в русской церкви? Какова роль православных братств в возрождении церковной соборности и формировании гражданского общества? Как складываются отношения православных братств с государством и официальными церковными структурами? Вот вопросы, которые могут возникнуть у читателя при чтении документов, вошедших в хрестоматию и документов, на основе которых можно продолжать исследование братского движения. Хрестоматия включает в себя документы, свидетельствующие о жизни братств разных эпох, начиная с братств Юго-Западной Руси XVII века и заканчивая братствами в Советском Союзе и русской эмиграции XX века Хрестоматия включает в себя документы, свидетельствующие о жизни братств разных эпох, начиная с братств Юго-Западной Руси XVII века и заканчивая братствами в Советском Союзе и русской эмиграции XX века. В ней представлены братские уставы, рассказывающие о том, например, о чём следует говорить на братских встречах, официальные документы, патриаршие грамоты и императорские указы, устанавливающие статусы братств. В сборнике также опубликованы письма новомученика еп. Иннокентия (Тихонова), одного из основателей Александро-Невского братства, который пишет своим духовным чадам о братской жизни как «единственно истинной в условиях нашей жизни форме Церковного единения»; братские песни свящ. Александра Гумилевского, составленные им для детей Рождественского братства, чтобы те не пели «пошлых песен»; статья Н.Н. Неплюева, блюстителя Крестовоздвиженского трудового братства, в которой он описывает опыт своего братства и размышляет о роли братств в церкви и государстве; письмо устроителя братств в Череповце и Новгороде. Впервые публикуется интервью с членом братства еп. Макария (Опоцкого) Екатериной Ивановной Пикиной. Носителей братской традиции эпохи наиболее ожесточённых гонений советской власти на церковь в 20-30-е годы XX века, доживших до постсоветского времени, немного, и Екатерина Ивановна - одна из них. В своём интервью она говорит о братской жизни как о подвиге трудном, но прекрасном, о том, что братство помогло им выжить в чрезвычайно трудных жизненных условиях и сохранить человеческое достоинство, помогать друг другу. Документы, относящиеся к тому или иному братству, предваряются краткой исторической справкой, чтобы облегчить читателю задачу понимания исторического источника. Текст: Татьяна Васильева Кифа № 3 (235), март 2018 года Прибрести книгу «История церковных братств в России» можно здесь. |