gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.09.2018 г.

К столетию красного террора

Когда убили одного,
все спрашивали: кто? кого?
когда? с какою целью?
солдат ли? офицер ли?

Когда убили десять лиц,
все вслух позорили убийц,
запомнив благосклонно
убитых поимённо.

Когда убили сто персон,
никто не спрашивал имён –
ни жертв, ни убивавших,
а только – наших? ваших?

Когда убили миллион,
все погрузились в смертный сон,
испытывая скуку,
поскольку сон был в руку.

Александр Величанский

Официальным началом красного террора считается издание постановления Совнаркома «О красном терроре». Конечно, бессудные убийства совершались большевиками и ранее. Но в этот день сто лет назад началась законодательно оформленная государственная политика, приведшая в конечном счете к убийству миллионов. Сам день 5 сентября ещё даёт нам возможность вспоминать убитых поимённо, и мы рассказываем об одном из них.

Image
Новосвященномученик Ефрем Кузнецов – епископ Селенгинский, викарий Забайкальский. Казнен 5 сентября 1918 г на братском кладбище героев Первой мировой войны

* * *

Священномученник Ефрем (Кузнецов) родился в 1875 году в семье забайкальских казаков. После смерти отца рос в крайней бедности. Позднее он вспоминал: «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками – беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию...» Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию, а в 1903 году – Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения). После ранней смерти жены принял решение стать миссионером. Был председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 года – начальник Забайкальской православной миссии. Был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского. По его инициативе в Чите было построено двухэтажное здание для миссионерского училища. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии. В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией. Для религиозного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества.

Отличался правыми политическими взглядами. В 1907 году был организатором забайкальского отдела Союза русского народа. Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 года (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

С 20 ноября 1916 года – епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности). В январе 1918 года выступал на Поместном соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: «...что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества... Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе – вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война... Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ... одумался и покаялся, даже напротив... Тогда Божьим попущением – крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением...»

Во время работы Собора епископ Ефрем жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, где и был 2 июня арестован ВЧК. 5 сентября 1918 года вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С.П. Белецким, министрами внутренних дел Н.А. Маклаковым и А.Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И.Г. Щегловитовым и рядом других лиц был как заложник публично расстрелян в Петровском парке в первый день после объявления красного террора. По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение владыки Ефрема и отца Иоанна.

Кифа on-line

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!