Первый шаг мы уже сделали Интервью с президентом Всемирной конференции ассоциаций богословских институтов Петросом Вассилиадисом Профессор, не могли бы Вы рассказать, как вопросы экклезиологии практически разрешаются в Греции? За последние, скажем, 20–30 лет только один результат был достигнут достаточно прочно. Это более частое причащение и, я бы сказал, почти всеобщее участие в этом. Такого не было 20 лет назад. Когда я впервые как профессор знакомил студентов с евхаристической экклезиологией, говорил о важности евхаристической жизни, в нашем храме- по воскресеньям причащалось не более десяти человек. Спустя 20–30 лет более половины из 400–500 прихожан, а иногда и две трети причащаются на воскресной литургии. И это вызвало реакцию наиболее консервативных людей, задавшихся вопросом, почему мы можем причащаться на каждой литургии. Итак, у нас в Греции сделан большой шаг вперёд, но на сегодняшний момент это относится только к вопросу причащения за каждой Евхаристией. К слову, в православной диаспоре все прихожане причащаются, если, конечно, они не отлучены от церкви. И только тем, кто отлучен, не позволено причащаться. Раньше в традиционных Поместных церквах – Греческой, Русской, Чешской, Сербской, Болгарской – люди неохотно принимали участие в Святом причастии. И вот сделан шаг вперёд, и не только благодаря о. Николаю Афанасьеву, но и о. Александру Шмеману (а в нашем, греческом контексте – митр. Иоанну (Зизиуласу)) и многим другим, объяснившим важность Евхаристии для Церкви, для Ее жизни. Вот тот единственный результат, который я вижу. Что же касается синодальной системы, к сожалению, Синод по-прежнему представлен исключительно иерархией. Изначально должен был существовать Синод местной церкви; местная церковь со своим предстоятелем в первоначальной церкви рождала совет епископов, каждый из которых представлял мнение целого диоцеза. В настоящее время, к сожалению, на мой взгляд, в каждой из церквей епископы представляют в Синоде только своё собственное мнение. Этот недостаток по-прежнему существует, эта проблема всё ещё не решена. Отец Николай Афанасьев говорил о том, что она восходит ко второму веку. Да, это безусловно так. Было и влияние секулярного государства с целью сохранять стабильность государства и стабильность церкви. Но стабильность церкви основана на омопсихии1, омофонии2, все и каждый призваны участвовать в этом. И это то, что нам необходимо обрести, чтобы расти и развиваться в будущем. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Перевод с английского Тамары Фадеевой --------------- 1 Единодушие (греч.). 2 Созвучие, согласие (греч.). Кифа № 7 (226), июнь 2017 года Ещё материал по теме: В поисках путей к норме церковной жизни. Свято-Филаретовский институт провёл международную богословскую конференцию по экклезиологии |