Истоки разлада О предстоящей конференции, посвящённой соборам 1666-1667 годов, рассказывает преподаватель кафедры церковной истории Свято-Филаретовского института Екатерина Алексеева Не могли бы Вы, как один из главных организаторов конференции, рассказать, в чём её нерв, ради чего она собирается? Сейчас, в год, когда все увлечены воспоминанием событий 1917 года, некоторым образом забылось то, что происходило тремя веками раньше. А ведь Большие Московские соборы 1666 и 1667 года, состоявшиеся 350 лет назад, – событие немаловажное. Соборы закрепили разделение Русской церкви и направили течение народного благочестия по двум руслам. Александр Исаевич Солженицын называет раскол одной из причин разлада русского общества, а значит, и одним из истоков катастрофы 1917 года. Но при этом малоизвестно, что это был за собор (ведь он был совершенно нестандартным для Русской церкви), кто в нём участвовал. Мы часто слышим и сами говорим: «Последние соборы перед началом синодального периода собирались в XVII веке1». Но говоря это, мы должны помнить и то, каковы же были эти последние соборы XVII века. Замысел нашей конференции – прежде всего собрать историков, которые серьёзно занимаются этими вопросами. А в чём была та необычность собора, о которой Вы упомянули? Прежде всего в том, что хотя русские архиереи не один век боролись за то, чтобы самостоятельно, то есть без вмешательства константинопольского патриарха, собирать соборы, ставить архиереев и избирать патриарха, именно на соборе 1667 года было довольно большое представительство восточных патриархатов, а также Александрийский и Антиохийский патриархи. Как получилось, что эти соборы положили начало расколу? Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде Именно в том, что это были за решения, и хочется разобраться. Образ этих соборов действительно именно такой, но ведь всё-таки богослужебно-литургическая реформа Никона была проведена раньше; и разделение какой-то части русских священников и иерархов произошло раньше 1666 года. Собор просто «маркировал» какие-то события. Почти за десять лет до собора, в 1658 году, патриарх Никон уехал к себе в Новый Иерусалим. Он считал, что никто, кроме константинопольского патриарха, не может избрать нового московского патриарха. И собор должен был решить, что в этой ситуации делать. В результате на нём одновременно осудили и патриарха Никона, и протопопа Аввакума вместе со всеми теми, кто не поддержал реформы. Очень знаменательно, что собор стал приговором и для одной, и для другой части зачинателей разделений. Но в итоге и Русская церковь, и государство всё равно поддержали позицию патриарха Никона. В литургическом смысле – да. Алексею Михайловичу было отчасти выгодно, чтобы у нас было обрядовое единство с греческой церковью. В каком-то смысле это был «русско-греческий проект», рассчитанный на будущее. Тема 2017 года в нашей церкви – «Уроки столетия». А в чём уроки 350-летия? Почему нам важно сегодня про это вспоминать в той церкви, в которой мы живём? Во-первых, как бы ни спорили о численности старообрядцев накануне начала ХХ века – было ли их 2 миллиона или 20 миллионов (а цифры варьируются именно таким образом), это в любом случае довольно существенная часть общества: всё население Российской империи было порядка 150 миллионов. Конечно, кто-то может сейчас жить и не учитывать какие-то общественные и социальные круги, может жить в определённом круге общества и не понимать, что есть ещё несколько миллионов людей, которые живут другими идеалами, и, возможно, такое непересечение было и в Российской империи, но в целом игнорировать старообрядчество как явление и не учитывать их опыт практически невозможно. Неслучайно почти в каждой епархии Православной российской церкви создавались миссионерские братства, целью которых было прежде всего возвращение старообрядцев в лоно церкви. Вряд ли они сами были согласны с такой формулировкой... Действительно, это очень тонкий вопрос, да и в целом, начиная такой разговор, нужно всё время взвешивать слова. Мы пригласили для участия в нашей конференции членов Русской православной церкви (в том числе единоверцев2), членов Русской православной старообрядческой церкви и других представителей различных согласий поповцев3, а также и беспоповцев4. К началу XX века сложилось некоторое общественное мнение, что века разделения, преследований и вражды с православной церковью настолько отдалили старообрядчество от православия, что едва ли возможно какое-либо единение. Предстоящая конференция ставит своей задачей собрать воедино факты, свидетельствующие об особых параллельных и одновременно пересекающихся путях двух частей Русской православной церкви. Мы хотим, сидя за общим столом, говорить вместе о церковно-исторических событиях прошедших трёх веков. Но даже в таком разговоре, на мой взгляд, успех возможен лишь в том случае, если мы будем очень уважительно и с точки зрения истории честно употреблять те или иные термины. Были ли пересмотрены решения этих соборов? Первая попытка какого-то пересмотра решения соборов 1666-1667 годов была предпринята на Поместном соборе 1917-1918 годов. Был специальный старооборядческий отдел, и он пытался снять клятвы со старых обрядов. Он не смог это сделать до конца – слишком болезненным был вопрос, но всё-таки он был поставлен и были приняты некоторые решения относительно единоверия: собор утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных. А потом, в 1971 году, был Поместный собор, который фактически снял клятвы и объявил равночестность обрядов. По решению этого собора мы можем причащаться со старообрядцами. Только вряд ли старообрядцы будут нас причащать. Они совершенно честно, совершенно верно говорят: вы же не учите своих детей креститься двумя перстами – значит, для вас не равночестны обряды... Конференция будет разовой? Посмотрим. С одной стороны, многие исследователи с интересом откликаются на приглашение в ней участвовать, с другой – есть и те, кто говорит: что можно обсуждать? – многое уже сказано. Есть и третья сторона: в наш оргкомитет звонят священники из разных епархий, которые хотят разобраться в этом вопросе и хотели бы приехать просто слушателями. И если конференция сможет дать исторический ответ на вопрос о Соборах 1666-1667 годов и их последствиях для русской церковной жизни, я думаю, многие будут заинтересованы в том, чтобы этот разговор продолжить. Уточнена дата конференции: она будет проходить в Свято-Филаретовском институте 10 октября ------------------ 1 С 1689 по 1917 год соборы в Православной греко-российской церкви не собирались и церковью управлял Святейший правительствующий синод, фактически являвшийся одним из государственных ведомств. 2 Идея единоверия, то есть возможности служения по старому обряду на отдельных приходах Православной греко-российской церкви, возникла в XVIII веке. Позже оно было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона (Левшина), утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года. К 1917 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей. К концу советского времени незакрытыми оставались только три единоверческих прихода. Сегодня в России их около 30. 3 Поповство – обобщённое название старообрядческих согласий, имеющих священство. 4 По смерти присоединившихся к старообрядчеству священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской церкви до реформы патриарха Никона, часть старообрядческих согласий приняла решение существовать без священников (а значит, и без большинства таинств – кроме таинства Крещения). Беседовала Анастасия Наконечная Кифа № 11 (229), сентябрь 2017 года |