gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.07.2017 г.

Христианин родом из Серебряного века

В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887–1937»

Image 

Анатолий Жураковский родился 4 марта 1897 г. в московской семье русских интеллигентов. Его отец преподавал в средних и высших учебных заведениях русский язык и эстетику. Вскоре семья переехала в Киев, где Анатолий познакомился с В.В. Зеньковским, В.И. Экземплярским, прот. Михаилом Едлинским, прот. Александром Глаголевым и другими известными церковными деятелями, оказавшими на него серьезное влияние.

После окончания историко-филологического факультета Киевского университета в 1920 г. Анатолий был рукоположен во пресвитеры. Вскоре он начинает служить в храме св. Марии Магдалины, где постепенно собирает общину, впоследствии под его руководством рождается сестричество во имя св. Марии Магдалины и братство свт. Иоанна Златоуста. Общинники и братчики занимались благотворительностью, помогали больным, безвозмездно ухаживали за лежачими, заботились о заключённых. Братья и сёстры «занимались церковным и общедуховным самообразованием, собирались вместе для чтения Св. Писания, обсуждали богословскую и классическую литературу».

В 1923 г. о. Анатолий был арестован «за подрыв советской власти путём проповедей» и сослан на два года в Краснококшайск (Йошкар-Ола). В своих письмах братчикам он писал: «Жизнь общины для меня дороже моего личного существования. А ещё дороже жизнь Церкви и её вечной святыни. И хотелось бы, чтобы жизнь общины была полной, осмысленной, радостной, неразрывно связанной с жизнью и страданиями всей тяжко больной, изнемогающей в муках Церкви».

С 1927 г. о. Анатолий и его община были «непоминающими». В 1930 г. о. Анатолия вновь арестовали, приговор – 10 лет лагерей. В 1937 г., в возрасте 40 лет, в лагере под Сандармохом о. Анатолий Жураковский был расстрелян.

Анатолий Жураковский – знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключённым, занимался просвещением народа и работой с молодёжью. Однако, как заметил Проценко во вступительном слове, церковным активистам вскоре стало ясно, что в дом пришли убийцы и предстоит или отречься от жизни ради исповедуемых идеалов, или попытаться приспособиться к жёстким правилам советского общежития.

Отец Анатолий сделал свой выбор. И после долгих семи лет тюремных и лагерных унижений был расстрелян. Была перемолота и вся большая церковная община Киева, частью которой являлись сестричество св. Марии Магдалины и братство свт. Иоанна Златоуста, созданные Жураковским.

Однако не все духовные дети казнённого священника погибли. На презентации Проценко рассказал, как познакомился в 1970-е годы с остатками сестричества о. Анатолия, жившими компактно в большой квартире в столице социалистической Украины и создавшими общину «Ноев ковчег». Покровителем киевской «христианской республики», тихо образовавшейся на Гоголевской улице, негласно считалась Анна Артоболевская, выдающийся фортепьянный педагог, у которой учились три Алексея – Алексей Головин, Алексей Любимов и Алексей Наседкин.

Проценко познакомил собравшихся со структурой издания, куда, кроме биографических глав, вошли многие архивные документы, фотографии, список источников, стихи Жураковского, именной указатель, перечень основных дат жизни священника.

Остановился он и на истории создания книги. Изучив некоторые архивы частных лиц, исследователь решил составить сборник материалов, включающих проповеди о. Анатолия и его жизнеописание, и отправить на Запад. В 1981 году с помощью сотрудника французского посольства в Москве Проценко передал машинопись сборника с короткой запиской Никите Струве, директору старейшего эмигрантского издательства «ИМКА- Пресс». И вскоре в свет вышла первая версия монографии.

Затем были публикации в самиздатском журнале «Надежда», выход книги на итальянском языке, публикация отдельным изданием проповедей и писем о. Анатолия. И вот теперь увидел свет внушительный том, в ткани повествования коего присутствуют многие недавно открытые документы.

Филолог Мариэтта Чудакова отметила серьёзную источниковедческую базу работы и значение книги для подрастающего поколения. По её мнению, такие издания действуют отрезвляюще. И если бы люди их читали, то разговорам о мудрых вождях Ленине и Сталине был бы положен конец.

Поколение, предшествующее Жураковскому, его земляк Михаил Булгаков назвал «беспечальным». Но взлет надежд оборвала мировая война и обвал, вызванный большевистским переворотом. Чудакова отметила, что Ленин семнадцать лет прожил на Западе и прекрасно знал, что глобальная революция невозможна. И, тем не менее, всячески разжигал революционный пожар, унёсший миллионы жизней. В этой связи Чудакова ещё раз поставила вопрос о необходимости декоммунизации российской географии, о переименовании городов, сёл, улиц, названных в честь коммунистических убийц.

В заключение вечера Павел Проценко ответил на многочисленные вопросы благодарной аудитории. В частности, на вопрос о возможности канонизации о. Анатолия, не принявшего декларацию митрополита Сергия (Страгородского), он ответил, что это дело общего разума. По словам автора книги, Жураковский – плоть от плоти Серебряного века, развивавший и внедрявший его идеалы и в личной жизни, и в церковно-общественной борьбе 1920-х годов. Картина жизненного пути и дела пастыря должна быть воспринята полнотой соборного сознания Церкви, которой и суждено вынести здесь последние оценки.

Борис Колымагин

Кифа № 5 (223), апрель 2017 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!