«Если в детстве медведь на ухо наступил...» Выпускник Московской консерватории Сергей Бурлака рассказал жителям Екатеринбурга о том, как слушать музыку, и о человеке, пришедшем к Богу через искусство Сергей Бурлака и Антонио Вивальди По приглашению Культурно-просветительского центра «Екатерининский», Свято-Екатерининского православного братства и Детского центра духовного развития в Екатеринбург приехал с двумя лекциями-встречами Сергей Бурлака, альтист, выпускник Московской консерватории, бакалавр богословия (Свято-Филаретовский институт), исследователь жизни и наследия пианистки Марии Вениаминовны Юдиной, создатель авторских лекций о классической музыке. Среди гостей этих встреч не было профессиональных музыкантов, но несмотря на то, что встречи проходили среди рабочей недели в 30 градусов мороза, они собрали многих - людей разных возрастов и разных профессий, верующих и неверующих. Дети слушают зиму – такую, какой слышал ее Антонио Вивальди Первая встреча была посвящена духовному пути пианистки Марии Вениаминовны Юдиной. Многие услышали о ней впервые. А те, кто что-то знал о ней как о музыканте, были удивлены, узнав, что она проповедовала Евангелие, общалась со священством, даже пыталась поступить в духовную академию (поступить туда в советское время женщине было невозможно), открыто говорила о Боге со сцены во время концертов, всегда выступала со словом надежды и поддержки во время похорон друзей, умела утешать, вдохновлять, помогала всем и каждому. «Я знаю один лишь путь к Богу: чрез искусство. Я не утверждаю, что мой путь универсальный, я знаю, есть другие дороги. Но чувствую, что мне доступен лишь этот. Это мое призвание!» - говорила Юдина. Гостей удивил тот факт, что, несмотря на открытое исповедание христианской веры и смелое, порой даже откровенно вызывающее поведение по отношению к властям, Мария Юдина не была арестована. «Почти всех моих знакомых, по крайней мере, раз, но арестовывали... А скольких послали в лагеря! А я ни разу даже в ГПУ вызвана не была», - говорила Мария Вениаминовна. О возможных причинах того, почему советская власть не применила к ней эту меру, сохранилось свидетельство знакомой Марии Вениаминовны по «иосифлянскому» движению В.Н. Яснопольской: «На одном из допросов <...> следователь вдруг заговорил о ней (Юдиной) с большим возмущением: "Она непременно хочет, чтобы мы ее арестовали - чтобы предстать мученицей в глазах Западной Европы, а вот мы ее и не арестуем!"». Как вообще в такое трудное время для нашей страны мог появиться такой человек как Юдина? «Дело не только в "феномене Юдиной", ее удивительном даре, - ответил лектор, - безусловно, сыграли роль время и условия, в которых она выросла, постоянный духовный поиск, люди, с которыми она общалась, окружение, в котором она вращалась. То есть кроме особого дара, это еще и особенный труд». Звучал вопрос о музыке как ритме жизни: часто музыка может вдохновлять, давать надежду, но может и взывать к иным чувствам, призывать на битву, вводить в «дурную мистику». «Жизнь человека - путь, Юдина не сфальшивила и не сбилась с ритма. Тайна ритмов имеет своей природой общение со святыми людьми, они с этих ритмов не сбивались. Христиане обладают этой тайной», - ответил Сергей Бурлака. Вторая встреча была посвящена тому, как слушать классическую музыку. Есть распространенное мнение, что классику способен слушать только специалист, музыкант, человек, сведущий в мире искусства. «Люди часто как-то сразу сдаются, говорят, "это не мое", "мне медведь на ухо наступил в детстве", "я не понимаю и вряд ли пойму". Но это лишь от нежелания попытаться ее понять, ведь музыка - это язык, на нем говорили многие великие люди. Музыка всегда несет в себе сообщение, ее необходимо постигать», - поделился своим размышлением Сергей Бурлака. Он рассказал о некоторой «технологии» слушания музыки, которая включает в себя встречу с музыкальным произведением и его автором через знание исторического контекста, судьбы композитора, его взглядов, структуры произведения, жанров и наше размышление об этом произведении. «Детская» часть встречи была посвящена «Временам года» Антонио Вивальди. Ведущий рассказал им, что именно можно услышать в «Январе»: «Вот, смотрите, нам холодно, это дрожь, а это вьюга завывает, метель, снег; а теперь дом, очаг, стало тепло, слышите?» И дети слушали зиму. Домой пошли с заданием - услышать весну, лето и осень. Взрослым гостям ведущий предложил подумать над отрывками произведений Гайдна, Баха, Бетховена, Паганини, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Многих особенно поразила история с «Прощальной симфонией» Гайдна: обычно в симфонии четыре части, а в ней есть пятая, медленная часть, во время исполнения которой музыканты вдруг один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. И так до конца, пока на сцене не остается всего два скрипача. В свое время это придумал композитор и капельмейстер Гайдн как протест против «сокращения» оркестра. Но какой остроумный и изящный этот протест! И обо всем этом можно узнать, если «правильно слушать и слышать» музыку. Встречу организовало Свято- Екатерининское малое православное братство. Елена Каштанова Фото Анны Бронниковой, Ирины Мельниковой Кифа № 2 (220), февраль 2017 года |