Когда одна община обращается к другой Вышло из печати переиздание молитвослова «Избранные молитвы: Из наследия братства епископа Макария (Опоцкого)» Что в этом переиздании примечательного и есть ли в нём какие-то новые молитвы, которых не было в прежнем издании? З.М. Дашевская, старший преподаватель кафедры Богословских дисциплин и литургики СФИ: Второе издание избранных молитв братства владыки Макария (Опоцкого) содержит одну очень интересную молитву. Она является частью составленного членами этого братства Чина двенадцати апостолам. Сама по себе форма обращения не просто к двоице первоверховных апостолов, а сразу ко всем двенадцати уникальна и интересна. Но молитва (к слову, достаточно объемный текст) замечательна еще и тем, что служение апостольства осмыслено в ней не только как духовный дар проповеди «царственной власти Христа на земле», но и как стремление самих апостолов стяжать Дар Святого Духа и созидание ими «братского во Христе жития ...как основы для исполнения Нового Завета во Плоти и Крови Его». Главное прошение этой молитвы апостолам заключается в том, чтобы и нам, тем, кто к ним обращается, сподобиться этого духовного дарования – дара апостольства, свидетельства, но также обрести «благодатную стезю свыше творить и любить братство в своей среде». В русской традиции мы найдем не так много молитв, которые предполагали бы такого рода дерзновение. Мне в связи с этим вспоминается молитва Богородице, которая также опубликована в этом молитвослове, содержащая прошение о том, чтобы и мы соделались апостолами и благовестниками Евангелия Царства Божьего. Может ли быть связано это редкое явление – обращение ко всей апостольской общине в целом – с тем, что молитва исходила из среды братства, т. е. из среды людей, которые стремились к возрождению общинной жизни в церкви? Я думаю, это несомненно так. Корни такого «общения общин» мы находим в самой новозаветной традиции – когда одна община обращается к другой, собирает пожертвования для помощи ей, или когда апостол пишет в своем послании: «И когда это послание прочитано будет у вас, сделайте, чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы» (Кол 4:16). Я думаю, общение между общинами христиан также было утверждением веры в общение святых. Возвращаясь к чину, составленному членами братства владыки Макария, можно говорить о том, что братчики обращаются к двенадцати апостолам именно как к церковному собранию. Они прямо испрашивают в молитве о научении святому братолюбию, жизни в любви Христовой, которая связана и со свидетельством, и со страданием. Это свидетельство братолюбия, которое осуществляется не только внутри одной общины, но и предполагает общение между церковными общинами, очень важно для нас сегодня, когда люди, может быть, более всего оказываются разобщенными и чувствуют эту разобщенность, даже оказавшись внутри церкви. Слава Богу, что эти молитвы из молитвослова владыки Макария используются. Очень радостно видеть, как, например, молитву для подготовки к причастию из этого молитвослова миряне используют, когда ждут причащения во время раздробления даров для причастников на литургии. Это замечательный текст, и он тоже, оказывается, имеет свою жизнь, свое продолжение не только в братстве владыки Макария, но и среди других православных христиан. Эти молитвы – живые свидетельства действия Духа Святого, плод живой веры, и можно надеяться, что они будут шире использоваться православными христианами как наследие из сокровищницы молитвенной жизни Церкви. * * * Расскажите немного о том акафисте, молитва из которого вошла в переиздание молитвослова владыки Макария (Опоцкого). Галина Ложкова, один из составителей сборника: Опубликованная в новом сборнике молитва двенадцати апостолам наряду с тропарем и каноном входит в состав «Службы двенадцати апостолам» и написана «на день собора их». Работая над первым изданием, мы знали, что рукопись этой службы существует в архиве братства, но не включили ее в первую публикацию, поскольку планировали издать в первую очередь повседневные более краткие молитвы, соответствующие привычным разделам традиционного православного молитвослова. Когда же буквально через год все 800 экземпляров первого издания были полностью раскуплены, встал вопрос о продолжении работы над книгой. К большой нашей радости, отклики на первое издание свидетельствовали о том, что книга нашла своего читателя и не просто читателя: многие люди стали использовать ее для личной молитвы. А именно это и было нашей заветной мечтой как издателей – чтобы эти замечательные братские молитвы вошли в церковный обиход. И в следующем издании мы хотели продолжить и расширить представление молитвенного опыта братства еп. Макария, поэтому вспомнили о «Службе двенадцати апостолам», все молитвы которой исполнены любовью к Богу и ближним и горячей верой в Церковь как в собрание, что имеет актуальное звучание сегодня. Есть еще материал, за счет которого было расширено содержание второго сборника, он связан с поэтическим наследием членов братства. Когда наши исследователи стали ближе знакомиться с историей братства еп. Макария и открывать для нас новые факты его жизни, стало понятно, что братская жизнь вдохновляла людей не только на молитвенное творчество, но и на поэтическое. Это особенно любопытно, потому что члены братства были в основном людьми «не книжными», простыми, многие не имели законченного образования. И при этом в братской среде рождались настолько вдохновенные молитвы, настолько глубокие по смыслу стихи! Нам показалось важным отразить этот момент в новом сборнике. В него также добавлена информация о судьбе самих членов братства. Многие из них были репрессированы, и в биографическую часть издания вошли материалы следственных дел. Тираж тот же? Тираж увеличен до 1000 экземпляров. Первое издание стало настоящим открытием для читателей, прежде всего для тех членов нашей церкви, кто имеет опыт общинной и братской жизни, интересуется традицией соборной молитвы: молитвослов носят с собой, в него вчитываются, что-то заучивают наизусть. На сегодня стоит задача представления второго издания молитвослова более широкому кругу читателей. Известно ли, к какому времени принадлежат эти молитвы? Ведь владыка Макарий основал несколько братств в разное время. Расцвет молитвенного творчества приходился скорее всего на 20-30-е годы прошлого века, когда был жив владыка Макарий, который являлся автором большинства молитв и под руководством которого появлялись те или иные молитвенные тексты. Конечно, исследователи лучше об этом расскажут. По свидетельству духовной дочери вл. Макария Екатерины Ивановны Пикиной, последней братчицы, с которой нам удалось встретиться лично, молитвы, и стихи, и песни собственного сочинения использовались в братстве постоянно в течение всего времени после смерти владыки. У нас, например, есть запись, где Екатерина Ивановна со своей сестрой поют одну из любимых в братстве песен на стихи, сочиненные братским автором. Тексты этих стихов и песен теперь можно будет найти на страницах нового издания. Надеемся, они вдохновят современных читателей так же, как вдохновляли их создателей и первых слушателей. Вы лично молитесь этими молитвами? И если да, то как часто? Да, молюсь. Мне дороги из этого молитвослова и утренние, и вечерние молитвы, и молитва перед причастием и многие другие. Также могу сказать, что некоторые молитвы очень быстро вошли и в братский обиход, поскольку акцентируют именно братский аспект жизни христиан, содержат прошения от лица людей, которые хотят собирать церковь и просят об обретении качеств, необходимых для этого служения Богу и Церкви. Нам этот открывшийся опыт братской молитвы очень дорог, мы его пока что не исчерпали и все время находим в нем что-то новое и современное. Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная Кифа № 14 (216), ноябрь 2016 года |