Что было самым важным на фестивальных площадках «Преображенских встреч» С таким вопросом «Кифа» обратилась к участникам обсуждения на различных фестивальных площадках Актуальные вопросы катехизации Кирилл Мозгов, руководитель издательства Свято-Филаретовского института, преподаватель истории христианской миссии и катехизации (Москва): Что мне показалось самым важным? К нашему разговору был подготовлен хороший видеоролик, в котором воцерковившиеся за последние пару лет люди рассказывали о своих надеждах до оглашения и после. Наш разговор показал, что действительно за время оглашения у многих эти надежды меняются. Человек часто приходит к Богу, ожидая что-то получить для себя, лучше устроить собственную жизнь. Но постепенно меняется вектор, если можно так сказать, и человек уже задается вопросом, как он может что-то дать другим, как он сам может послужить Богу и Церкви. Это еще один важный момент: люди открывают для себя Церковь не как «что», а как «кто», собрание людей. Как говорили наши предки, «Бог не в бревнах, а в ребрах». Вторая часть нашего разговора затронула тему надежд катехизаторов. Мы пытались выяснить, чего же ожидает от оглашаемых церковь, почему часто не происходит «встречи» - люди в итоге не остаются, кто-то вообще больше не приходит в храм даже после огласительных бесед перед крещением. В конечном счете нам важно было нащупать какие-то критерии, произошло оглашение или нет, каковы его плоды? Приход человека не только к Богу, но и в Церковь – один из таких важных моментов. Образование после постмодерна Юлия Балакшина, доктор филологических наук, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института (Санкт-Петербург): Очень острой была постановка диагноза «болезни». Все легко узнавали проблемы образования, с которыми нам сейчас приходится жить: утрата смысла и «образа», технологизация, отказ от центра, глубины и высоты, смерть субъектов образовательного процесса, переход в обезличивающее интернет-пространство... Тем удивительней было, что участники круглого стола все-таки смогли наметить реальные пути выхода из кризиса. Г.М. Романцев, доктор педагогическмх наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) предлагал учесть в современных образовательных документах специфику российской идентичности, невозможную без устремленности к высшим ценностям и соотнесения «я» не только с государством, природой, обществом, но и с Богом и собственным «я». А.М. Копировский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин и ученый секретарь СФИ, говорил о необходимости создавать альтернативные образовательные проекты, позволяющие сохранять целостность, подлинность, личностность, веру и доверие в процессе образования. А.Б. Мазуров, доктор исторических наук, профессор, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного университета (Коломна) размышлял о сопротивлении внутри педагогов, о том, что важно не поддаваться на провокацию превратить образование в бизнес-проект, но делать все, чтобы сохранялась радость познания и личностное общение преподавателя и студентов. В конечном итоге, постмодерн можно воспринять не просто как декларацию пустоты или топтание на месте, а как освобождение от догм и схем, позволяющее открыть новый образ свободного человека. Виталий Черкасов, кандидат исторических наук, доцент Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна): Несколько удивило то, что все свободные места на нашей фестивальной площадке были заняты, а в проходах стояли люди. Не ожидал, что интерес к теме духовного образования, да и в целом образования в нашей стране, будет столь большим. Думаю, что дело здесь не только в удачно сформулированной, зазывающей теме «Образование в эпоху после постмодерна», не только в приглашенных спикерах, специалистах и в своих научных областях, и в сфере управления образованием, но в том, что открыто или внутренне люди ищут ответа на вопрос, что сейчас происходит в образовании школьном, университетском, что происходит с учителями, преподавателями, учащимися, студентами, родителями, т. е. со всеми нами, как можно определить эти процессы, в чем кризис образования, как из него выходить, может ли образование (шире – просвещение), сменив парадигму собственного развития, стать двигателем для других общественных сфер или обновление образования невозможно без обновления самого человека, от которого, в конечном счете, только и зависит возвращение в школу и с маленькой и с большой буквы смысла, слова, духа. Наша площадка, может быть, отличалась и тем, что, судя по реакции участников площадки (а мы постарались включить в разговор всех, кто пришел в наш павильон), вопросы, сформулированные оргкомитетом попали в «десятку», и тем, что мы смогли найти ответы на них. И главный ответ для меня был в том, что в настоящее время уже существуют те, пусть и небольшие, «острова» в нашем образовании, на которых и происходит поиск человека подлинного, образа и смысла нового просвещения, поиск тех условий, где возможна встреча учителя и ученика, в которой они не будут приложением к будущей профессии, заложниками стандартов и идеологем, но смогут вместе совершать открытия – самого себя, другого и Того, Кто всем нам дал такую свободу открывать многое вместе. Поэтому на нашей площадке мы увидели, что в эпохе, в которую уже входим, в эпохе после постмодерна, в образовании есть жизнь, и пока она на небольших островах, но это «острова надежды». СМИ о церкви: год наблюдений Андрей Васенев, главный редактор медиапроекта «Стол» (Тверь): Зацепило больше всего то, что несмотря на кризисные тенденции в журналистике, в общении, в желании что-то преодолевать, наша площадка состоялась. Состоялась презентация исследования, которое удивило само по себе. Например, авторы ожидали, что церковь будет больше всего представлена в политическом поле смыслов, в социальном тоже, но что евангельское поле будет так широко присутствовать в СМИ (до 20% публикаций на тему церкви в журнале «Огонек») – это было открытием. Ну и конечно, очень важной для нас была сама тональность разговора. Подходя к фестивалю, мы переживали: как коллеги смогут оценить наш труд, сможем ли мы донести до всех нас причины нашего беспокойства о проблемах в сфере журналистики и церкви? Но разговор случился таким, что после него у нас осталась не только надежда на его продолжение, но твердая уверенность в его необходимости и важности, а значит, и возможности. Воцерковление детей и подростков: опыт передачи веры Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра КПЦ «Преображение» (Москва): Когда мы говорим о христианском воспитании детей в церкви, в том числе о помощи крестных, о помощи общины, мы в любом случае возвращаемся к разговору о родителях, об их молитве, об их усилиях, об их примере и свидетельстве. Если христианин становится родителем, он вступает на путь подвижничества и непрестанного свидетельства. В этом мире, лежащем во зле, за детей надо «сражаться». Вспоминаются слова архим. Тавриона (Батозского): «А в чем, собственно, христианское воспитание? Что надо делать для детей? Вера – это красота, вера – это любовь, вера – это чистота. Так вот надо эти красоту, чистоту, святость, правду показать перед детьми». При этом очень важно, что на площадке был явлен круг единомышленников, родителей, братьев и сестер во Христе, которые, возможно, и осознают свои немощи, но имеют надежду вместе помочь своим детям обрести путь жизни во Христе и в Церкви. Благотворительность и милосердие Олег Ермолаев, ведущий фестивальной площадки «Милосердие»: Важно было то, что те, кто участвовал в нашей площадке, были настоящими профессионалами в хорошем смысле слова, это те, кому не все равно, как живет человек, кто не равнодушен к его боли, страданию, одиночеству. Зацепило и то, что все участники хотели встретиться на этой площадке. Потому что, как говорили некоторые участники, таких возможностей у них немного. В основном организуются встречи по методикам оказания помощи. У нас же затрагивались вопросы, касающиеся сути жизни человека, его призвания, его достоинства. Как для человека, которому оказывается помощь, так и для тех, кто оказывает эту помощь. Ведь очень важно помочь человеку стать хоть немного самостоятельным, умеющим помогать и сострадать другим. Были интересные доклады, дискуссии, замечательные вопросы и ответы. Все отмечали, что было настоящее общение, взаимопроникновение в то, чем каждый занимается. Говорили и о том, что надежда помогает любить и верить: человеку, этому миру, обществу можно помогать стать такими, какими их видит Бог. Удалось найти слова, которые помогли сказать о Христе как Спасителе. При этом не обидев тех, кто был из нерелигиозных организаций. Алексей Варсопко, Санкт-Петербург, координатор «Ночлежки»: Было интересно и полезно. И множество поводов для размышлений. Не ожидал увидеть такое большое количество слушателей – надеюсь, им было интересно. Я готовился к узкому круглому столу специалистов. А присутствующим, наверное, было бы важнее узнать про то, как они сами могут организовать формы помощи и какими они могут быть. Сильной, на мой взгляд, была секция про работу с зависимыми. С одной стороны, выступающие продемонстрировали, насколько их подходы далеки от обывательских представлений, то есть насколько эта работа специфическая, достаточно глубоко разработанная и каких серьезных ресурсов требует; с другой – показала, что может сделать, так сказать, простой человек, не специалист, чтобы помочь людям... Елена-Милена Королева: Я была только на первой половине площадки, «зацепили», как всегда, личные свидетельства (рассказ Анни Бижонно о своей жизни, глаза ее сына на фотографии). Во время подготовки фестивальной площадки члены тверского малого православного Свято-Мариинского братства в связи с открытием хосписа в Твери взяли интервью у одного из инициаторов этого проекта о. Александра Шабанова. Мы знаем, что Вы много лет служите волонтером в первом московском хосписе им. В.В. Миллионщиковой. Как Вам кажется, что для нас, церковных людей, важно в процессе возникновения хосписов в разных городах страны? О чем здесь стоило бы заботиться, может быть, молиться? Важно, что, слава Богу, они возникают в нашей стране, и не только взрослые, но и детские. О чем нужно молиться? Молиться всегда нужно о людях, которые двигают это дело. Например, о Нюте Федермессер (дочери Веры Васильевны Миллионщиковой, которая сдвинула «глыбу» открытия центра паллиативной помощи в Москве), чтобы Господь дал ей силы и соратников для продолжения этого дела, а также послал хорошего священника (и может быть, не одного) для окормления больных в центре (а это 6-ти этажное здание!). Они сейчас как раз в этом очень нуждаются. Фото: Дмитрий Писарев, Игорь Хмылёв, Евгений Гурко, Денис Караваев, Алёна Каплина, Мария Злуницына, Александра Строцева
Кифа № 11 (213), сентябрь 2016 года Ещё материалы по теме: О трех образах надежды. Проповедь священника Георгия Кочеткова Как не страшиться сильного ветра. Проповедь священника Георгия Кочеткова после литургии в храме Христа Спасителя 21 августа 2016 года «Господь действует в любых обстоятельствах». Интервью с духовным попечителем Преображенского братства священником Георгием Кочетковым Люди нуждаются в надежде. Из выступлений, прозвучавших в завершающий день «Преображенских встреч» на праздничной трапезе – агапе |