Богословское знание становится все более открытым для научного сообщества На фреске из монастыря Великий Метеор (Греция) слева направо изображены фигуры святого Иустина Философа, Гомера, Фукидида, Аристотеля, Платона, Плутарха 1 августа 2016 года был подписан приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении состава экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии». Первый Объединенный диссертационный совет по теологии, открытый на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, созданный 30 мая 2016 года, носит моноконфессиональный – православный, – характер. Утвержденный же в августе Экспертный совет ВАК по теологии включает в себя 56 специалистов, относящихся ко всем областям наук, аффилированных в корпус теологии и обращенных к исследованию, пожалуй, почти полного спектра традиционных для современной России монотеистических религиозных систем. Председателем Экспертного совета стал президент РГГУ, доктор исторических наук, профессор и член-корреспондент РАН Ефим Пивовар, историк русского зарубежья и русской эмиграции, председатель Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Его заместителями – Константин Антонов (доктор философских наук, зав. кафедрой философии религии ПСТГУ, историк отечественного религиоведения, исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества); Ирина Едошина (доктор культурологии, зав. кафедрой истории и теории культуры Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, специалист в области философии искусства и культуры модернизма); Тауфик Ибрагим (доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, известный исследователь традиционных и современных проблем исламской мысли); Леонид Кацис (доктор филологических наук, доцент учебно-научного центра библеистики и иудаики РГГУ, историк культуры и специалист по русско-еврейской культуре и литературе). Ученым секретарем Экспертного совета стал Дмитрий Шмонин, доктор философских наук, проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии, специалист в области средневековой философии, ведущий исследователь теологии образования. Всего же в составе совета 26 докторов философских наук, 17 докторов исторических наук, четыре доктора культурологии, два доктора педагогических наук и два доктора филологических наук и, наконец, по одному доктору психологических, социологических, юридических и экономических наук, а также искусствоведения. По мнению комментаторов, образовавшееся соотношение представителей наук, по сути, реально отражает содержание современной российской теологии, ориентированной, прежде всего, на философские и исторические работы. По материалам сайта «Религиозная жизнь» Комментарий М.В. Шилкиной, декана религиоведческого факультета СФИ Не так давно решением ВАК (Высшей аттестационной комиссии) был утвержден Экспертный совет по теологии. В чем его задачи, зачем он нужен? Он нужен прежде всего для того, чтобы теология входила в сознание ученых, научной интеллигенции и вообще в сознание общества как достойная область, в которой есть свое научное измерение (хотя теологию и нельзя свести только к науке). Экспертный совет – это последняя инстанция, которая была необходима для того, чтобы защищались диссертации по теологии, и кандидатские, и докторские. Таким образом, это знание становится отныне открытым для научного сообщества. Теперь ученые светских специальностей могут всерьез знакомиться с тем знанием, которое накопила христианская церковь и другие религии (теология предполагает, что возможны научные разработки не только в области христианства, но и ислама, иудаизма, буддизма). Одна из задач Экспертного совета – помогать духовным учебным заведениям и ученым светских вузов готовить диссертации по теологии в соответствии с теми разработанными на сегодняшний день критериями научного знания, которые существуют в мировой науке. Нам нужно помочь всерьез развивать научную теологию, чтобы наши духовные вузы были на мировом уровне, чтобы наши верующие стремились учиться в них, а не за рубежом. Как вы оцениваете это событие? Вы его ждали? Да, еще в мае мне довелось участвовать в общественных слушаниях ВАК по вопросам теологии. На них председатель ВАК В.М. Филиппов рассказал о принципах, по которым формируются Диссертационный и Экспертный советы ВАК по теологии. Диссертационные советы будут созданы по одному на каждую традиционную религию: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Инициативы ждут от религиозных объединений, создавать будут на базе крупных государственных вузов совместно с духовными учебными заведениями. По православию Диссертационный совет утвержден, по другим религиям пока готовятся. Экспертный совет ВАК по теологии будет один, и он должен представлять, во-первых, те же четыре религии, во-вторых, все научные специальности, по которым будет присуждаться степень: философские, исторические, филологические, педагогические, социологические, культурология. Мы в Свято-Филаретовском институте ждали этого решения, т. к. в состав Экспертного совета были рекомендованы два наших преподавателя: д-р филос. наук Г.Б. Гутнер и д-р филол. наук Ю.В. Балакшина. Рады, что они вошли в совет и будут работать. Так что мы, действительно, приближаемся к общемировой практике. Во многих странах защиты по теологии есть. И более того, есть доктора именно теологии. Я думаю, что рано или поздно мы к этому тоже придем. Но сейчас нужно поработать в том формате, который уже продуман министерством. А как быть с теми диссертациями докторов богословия и кандидатов богословия, которые уже были защищены в Духовных академиях? На тех же общественных слушаниях ВАК В.М. Филиппов ответил на этот вопрос. По его мнению, есть требования ВАК к нострификации диссертаций, защищенных в другом государстве; по таким же требованиям ВАК может признавать диссертации, защищенные в духовных учебных заведениях, если соблюдены все требования ВАК к диссертации на момент ее защиты: структура, научная новизна, публикации в ваковских журналах и т. д. Большинство участников совещания его поддержали. Что можно сказать о составе Экспертного совета? На мой взгляд, совет профессиональный. Это главное. В него вошли многие известные ученые. Более определенно сказать что-то можно будет, когда он проработает два-три года. А диссертационный совет по религиоведению, защиты диссертаций по этой специальности есть? Самое удивительное, что таких защит нет, так же как и диссертационных советов по религиоведению. Религиоведение сейчас рассматривается как научная специальность внутри философии как отрасли науки. Идут споры, например, философия религии – это философская дисциплина или религиоведческая, социология религии – это социология или религиоведение и т. д. И, на мой взгляд, это ситуация странная. Ведь она позволяет до сих пор продолжаться путанице: то ли религиоведение – это более широкая научная область, а теология только входит в него, то ли, наоборот, религиоведение входит в теологию, то ли они самостоятельны. И поэтому, на мой взгляд, систему отраслей науки и, соответственно, диссертационных и экспертных советов, нужно достраивать. Нужно ставить вопрос о том, чтобы были отдельно и религиоведение – отрасль науки, и теология – отрасль науки. Ведь у нас до сих пор в паспорте научной специальности и тем более в самих научных работах есть смешение предмета и методов исследования. Окончательно определить их – задача научная, а не административная. Здесь, в первую очередь, должны поработать всерьез сами ученые. Тогда, может быть, прекратятся споры на непрофессиональном, публицистическом уровне: нужна теология или не нужна, кто кого поглотит – религиоведение теологию или наоборот. Это все не научные споры, а досужие разговоры. А вот когда будет полностью выстроена нормальная система отраслей знаний о религии, тогда можно будет говорить о стоящих перед нами проблемах всерьез. Беседовала Анастасия Наконечная Кифа № 10 (212), август 2016 года Ещё материал по теме: Религиозное образование не подлежит идеологическому контролю со стороны государства, считают в Русской церкви |