gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
09.09.2016 г.

Богословское знание становится все более открытым для научного сообщества

Image
На фреске из монастыря Великий Метеор (Греция) слева направо изображены фигуры святого Иустина Философа, Гомера, Фукидида, Аристотеля, Платона, Плутарха
 

1 августа 2016 года был подписан приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении состава экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии».

Первый Объединенный диссертационный совет по теологии, открытый на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, созданный 30 мая 2016 года, носит моноконфессиональный – православный, – характер. Утвержденный же в августе Экспертный совет ВАК по теологии включает в себя 56 специалистов, относящихся ко всем областям наук, аффилированных в корпус теологии и обращенных к исследованию, пожалуй, почти полного спектра традиционных для современной России монотеистических религиозных систем.

Председателем Экспертного совета стал президент РГГУ, доктор исторических наук, профессор и член-корреспондент РАН Ефим Пивовар, историк русского зарубежья и русской эмиграции, председатель Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Его заместителями – Константин Антонов (доктор философских наук, зав. кафедрой философии религии ПСТГУ, историк отечественного религиоведения, исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества); Ирина Едошина (доктор культурологии, зав. кафедрой истории и теории культуры Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, специалист в области философии искусства и культуры модернизма); Тауфик Ибрагим (доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, известный исследователь традиционных и современных проблем исламской мысли); Леонид Кацис (доктор филологических наук, доцент учебно-научного центра библеистики и иудаики РГГУ, историк культуры и специалист по русско-еврейской культуре и литературе).

Ученым секретарем Экспертного совета стал Дмитрий Шмонин, доктор философских наук, проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии, специалист в области средневековой философии, ведущий исследователь теологии образования.

Всего же в составе совета 26 докторов философских наук, 17 докторов исторических наук, четыре доктора культурологии, два доктора педагогических наук и два доктора филологических наук и, наконец, по одному доктору психологических, социологических, юридических и экономических наук, а также искусствоведения. По мнению комментаторов, образовавшееся соотношение представителей наук, по сути, реально отражает содержание современной российской теологии, ориентированной, прежде всего, на философские и исторические работы.

По материалам сайта «Религиозная жизнь»

Комментарий М.В. Шилкиной, декана религиоведческого факультета СФИ

Image

Не так давно решением ВАК (Высшей аттестационной комиссии) был утвержден Экспертный совет по теологии. В чем его задачи, зачем он нужен?

Он нужен прежде всего для того, чтобы теология входила в сознание ученых, научной интеллигенции и вообще в сознание общества как достойная область, в которой есть свое научное измерение (хотя теологию и нельзя свести только к науке). Экспертный совет – это последняя инстанция, которая была необходима для того, чтобы защищались диссертации по теологии, и кандидатские, и докторские. Таким образом, это знание становится отныне открытым для научного сообщества. Теперь ученые светских специальностей могут всерьез знакомиться с тем знанием, которое накопила христианская церковь и другие религии (теология предполагает, что возможны научные разработки не только в области христианства, но и ислама, иудаизма, буддизма).

Одна из задач Экспертного совета – помогать духовным учебным заведениям и ученым светских вузов готовить диссертации по теологии в соответствии с теми разработанными на сегодняшний день критериями научного знания, которые существуют в мировой науке. Нам нужно помочь всерьез развивать научную теологию, чтобы наши духовные вузы были на мировом уровне, чтобы наши верующие стремились учиться в них, а не за рубежом.

Как вы оцениваете это событие? Вы его ждали?

Да, еще в мае мне довелось участвовать в общественных слушаниях ВАК по вопросам теологии. На них председатель ВАК В.М. Филиппов рассказал о принципах, по которым формируются Диссертационный и Экспертный советы ВАК по теологии. Диссертационные советы будут созданы по одному на каждую традиционную религию: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Инициативы ждут от религиозных объединений, создавать будут на базе крупных государственных вузов совместно с духовными учебными заведениями. По православию Диссертационный совет утвержден, по другим религиям пока готовятся. Экспертный совет ВАК по теологии будет один, и он должен представлять, во-первых, те же четыре религии, во-вторых, все научные специальности, по которым будет присуждаться степень: философские, исторические, филологические, педагогические, социологические, культурология. Мы в Свято-Филаретовском институте ждали этого решения, т. к. в состав Экспертного совета были рекомендованы два наших преподавателя: д-р филос. наук Г.Б. Гутнер и д-р филол. наук Ю.В. Балакшина. Рады, что они вошли в совет и будут работать.

Так что мы, действительно, приближаемся к общемировой практике. Во многих странах защиты по теологии есть. И более того, есть доктора именно теологии. Я думаю, что рано или поздно мы к этому тоже придем. Но сейчас нужно поработать в том формате, который уже продуман министерством.

А как быть с теми диссертациями докторов богословия и кандидатов богословия, которые уже были защищены в Духовных академиях?

На тех же общественных слушаниях ВАК В.М. Филиппов ответил на этот вопрос. По его мнению, есть требования ВАК к нострификации диссертаций, защищенных в другом государстве; по таким же требованиям ВАК может признавать диссертации, защищенные в духовных учебных заведениях, если соблюдены все требования ВАК к диссертации на момент ее защиты: структура, научная новизна, публикации в ваковских журналах и т. д. Большинство участников совещания его поддержали.

Что можно сказать о составе Экспертного совета?

На мой взгляд, совет профессиональный. Это главное. В него вошли многие известные ученые. Более определенно сказать что-то можно будет, когда он проработает два-три года.

А диссертационный совет по религиоведению, защиты диссертаций по этой специальности есть?

Самое удивительное, что таких защит нет, так же как и диссертационных советов по религиоведению. Религиоведение сейчас рассматривается как научная специальность внутри философии как отрасли науки. Идут споры, например, философия религии – это философская дисциплина или религиоведческая, социология религии – это социология или религиоведение и т. д. И, на мой взгляд, это ситуация странная. Ведь она позволяет до сих пор продолжаться путанице: то ли религиоведение – это более широкая научная область, а теология только входит в него, то ли, наоборот, религиоведение входит в теологию, то ли они самостоятельны. И поэтому, на мой взгляд, систему отраслей науки и, соответственно, диссертационных и экспертных советов, нужно достраивать. Нужно ставить вопрос о том, чтобы были отдельно и религиоведение – отрасль науки, и теология – отрасль науки. Ведь у нас до сих пор в паспорте научной специальности и тем более в самих научных работах есть смешение предмета и методов исследования. Окончательно определить их – задача научная, а не административная. Здесь, в первую очередь, должны поработать всерьез сами ученые. Тогда, может быть, прекратятся споры на непрофессиональном, публицистическом уровне: нужна теология или не нужна, кто кого поглотит – религиоведение теологию или наоборот. Это все не научные споры, а досужие разговоры. А вот когда будет полностью выстроена нормальная система отраслей знаний о религии, тогда можно будет говорить о стоящих перед нами проблемах всерьез.

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 10 (212), август 2016 года

Ещё материал по теме:

Религиозное образование не подлежит идеологическому контролю со стороны государства, считают в Русской церкви

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!