gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.08.2016 г.

Здесь много людей с совершенно разным опытом

«Кифа» продолжает публиковать интервью с участниками ежегодной богословско-практической конференции СФИ по катехизации

Image 

Недавно одного преподавателя Основ православной культуры и этики уволили из школы – родители возмутились тем, что он «вместо того, чтобы обучать детей православию, говорил им о Христе и читал Библию». И возникает ощущение, что в обществе о православии представление больше как о вере, связанной с обрядами, чем со Христом. Как Вам кажется, существует ли действительно такой разлад? И если да, то как его преодолевать?

Image

Священник Валерий Шпенглер, руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Красноярской епархии: Здесь, конечно, можно увидеть ту закономерность, о которой вы говорите, некий разлад в жизни многих людей, в том числе верующих. Бывает, что для человека вера – это лишь какой-то атрибут его жизни, какой-то кусочек, и ему очень удобно, что вера – это только свечи и праздники, что Христу указано какое-то место в его жизни, а границу Он не должен переходить. Тогда, конечно, люди даже часто не знакомы со Христом, потому что для них вера – это то, что помогает им в жизни, решает их проблемы, поддержка, а Кто такой Христос – они не знают, поскольку не читали Евангелие. Эта проблема действительно есть.

Но что касается ОРКСЭ, то законодательно обозначено, что это культурологический предмет, поэтому нужно находить какие-то компромиссы, действовать в каких-то границах. Хотя мой опыт говорит о том, что рассказывая, например, о заповедях Христовых, все равно говоришь о словах Христа. Хотя я сам детям, чтобы им было понятно, что такое заповеди, рассказывал о них через аналогию с какими-то другими вещами, которые им понятны в жизни. То есть параллели проводил. Конечно, напрямую говорить им о Боге, о Христе не нужно. Это сложно воспринималось бы. Тут еще надо учитывать, что ОРКСЭ – это культурологический предмет, поэтому должно быть согласие от родителей. Хотя вы очень справедливо отметили вот эту некую общую тенденцию, закономерность вообще нашей жизни. Ведь поиск Бога не начинается, пока не задается вопрос: «А в чем смысл?»

Image

Священник Петр Боев, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Красноярской и Ачинской митрополии: На этих уроках говорить о Христе сложно. Я считаю, что это не ситуация проповеди. Здесь на первом плане действительно культурологический аспект, и только через него можно учащихся к чему-то подвести. А ведь о Христе говорить нужно в ситуации предельной свободы.

Я бы другой пример предложил: когда мои оглашаемые говорят: «Вот, мы проповедуем», я их спрашиваю – где и как? «На работе». Я говорю: «Попробуйте предложить человеку остаться после работы и увидите, каковы плоды». И человек не остается, а значит, все это бесплодно, ведь ученик должен быть там, где есть научение, должен слушать. Так что с проблематикой, с постановкой вопроса я согласен, путаница есть. Это как разные слои, как разные глубины. Вера – это то, в чем суть. Культура – это то, что облекает, оформляет веру.

Image

Священник Димитрий Третьяков: Я в чем-то согласен с теми, кто упрекал этого преподавателя, потому что когда речь идет о преподавании ОРКСЭ, имеется в виду именно религиозная культура. Собственно, наша церковная иерархия на это и опирается, когда предлагает ввести такие уроки повсеместно.

Но ведь в этой культуре люди совсем не видят Христа. Для крашеных яичек место есть, как печь кулич – есть, а для Христа – нет. Хотя именно Он изображен на тех картинах великих художников, которые дети после курса ОРКСЭ должны научиться понимать. Не яички же с куличом мы видим у Рембрандта или Александра Иванова.

Священник Петр Боев: Конечно, если на уроках ОРКСЭ педагог будет уделять внимание образу Христа, то, мне кажется, проблем не будет. Но об этом так и надо говорить: центр картины – образ Христа. Какой Он здесь? Но это требует определенной осторожности. Даже если ты скажешь, что автор имел в виду то-то, или я понимаю это так-то, ученик или любой другой зритель имеет право это воспринимать совсем иначе. А в школе есть еще одна проблема – ученики чаще всего действуют по принципу: как учитель сказал, так я и буду к этому относиться. Поэтому мне, как человеку, получившему педагогическое образование, эта задача вообще кажется очень сложной, практически неподъемной, особенно для 6 класса. Говорю об этом исходя из личного опыта: хотя я не преподаю ОРКСЭ, но веду занятия для младших и старших подростков.

Священник Димитрий Третьяков: Тут нужно очень аккуратно пройти по тонкой границе между просто рассказом о Христе и проповедью. Все-таки здесь есть разница. Проповедь, миссия – это совершенно иная ситуация, и это нужно чувствовать. Особенно трудно бывает священнику, когда приглашают рассказать о православии, о Христе. Он всегда сразу начинает проповедовать. И благодаря кресту, рясе часто это воспринимается нормально и диссонанса не вызывает. А вот мирянин скорее может вызвать реакцию отторжения, подобную той, о которой Вы рассказали.

Image

Светлана Сонина: Нормальное секуляризированное общество. Родители – заказчики услуг. Могут заказывать те услуги, которые им нужны. И я не думаю, что с этим можно и нужно что-то делать. Не с этого конца, наверное, надо заходить, не через школу. Нельзя отобрать детей у родителей и делать с ними что хочешь. Если ты пытаешься использовать свое рабочее место для других целей, люди вправе возмущаться. Можно посмотреть на ситуацию их глазами.

Я не хочу сказать, что надо смириться с таким отношением общества к вере. Нужно просвещать людей, прежде всего взрослых, свидетельствовать им, что возможна иная жизнь, иное отношение ко Христу, к вере, друг к другу. На работе свидетельствовать об этом возможно через то, как мы общаемся с людьми, как поступаем, чем мы живем, дышим. И еще находятся возможности для неформального личного общения с родителями, педагогами. В таком общении можно и сказать что-то. Иногда мы спешим давать ответы, а нужно, чтобы у людей возникало больше вопросов, нужно пробуждать в людях жажду правды и Истины.

Здесь, на конференции, собрались священники и миряне, которые готовы отдавать свои силы просвещению людей, приходящих в Церковь, и помогать им преодолевать те проблемы, о которых мы говорили. Какие вопросы и какие ответы в ходе обсуждения показались Вам наиболее важными?

Священник Петр Боев: Лично мне кажется, что Христа мы всегда вытесняем, если мы вытесняем человека. Во всех катастрофах и во всех ситуациях ХХ столетия встает одна и та же проблема. Она настигает даже церковь: если и в церкви мы не обращаем внимания на человека, то мы вытесняем Христа. И здесь работает это тождество: нет человека – нет Христа, есть Христос – есть человек.

Важность нашей нынешней конференции заключается в том, что в ней участвует очень много людей с совершенно разным опытом. Даже трудно сказать, где ставятся вопросы и где находятся ответы, потому что это происходит и на круглых столах, и во время бесед, обедов, личных встреч, где тема продолжает дальше раскрываться. На этой конференции чувствуется наличие разных подходов – совершенно разных духовных опытов, даже несколько противоположных друг другу. Но при этом мы все находимся в одном русле, в котором присутствует Господь. Тема конференции наводит меня вот на какие мысли. Можно попытаться культивировать Христа, везде и всегда вспоминать о Нем, но как бы внешним образом. Мне кажется, это не всегда верный путь, не всегда верное решение. Это очень тонкая, едва-едва уловимая тема. Поэтому разговор идет вполне стоящий, заслуживающий внимания, но, как мне кажется, очень сложный. Ведь этот вопрос последние двадцать лет мы ставим везде, пытаемся как-то его решить, но мы видим, что чего-то не хватает.

Священник Димитрий Третьяков: Действительно, тема на конференции поднята очень большая, очень объемная и многогранная. Чувствовалось, что в конце первого дня некоторые обсуждения шли непросто. Возможно, эта тема требует детализации, деления на какие-то подтемы, которые стоило бы обсудить более подробно на отдельных конференциях. В целом очень приятно и радостно здесь быть. Очень много священников с разными взглядами, с разным опытом, даже из разных стран, а не только из разных городов. Чувствуется некоторый объем, есть возможность более широко взглянуть на многие вопросы и увидеть этот разный опыт, что, конечно, очень ценно.

Image

Дьякон Иоанн Логинов: Меня, при всей моей симпатии к конференции, при желании в ней участвовать, тем не менее настораживает то, что в нас почему-то созрела нужда говорить о Христе. Как если бы мы что-то утратили, потеряли, перестали чувствовать и хотели выработать новую словесную парадигму, чтобы Христа вернуть.

Тут вопрос не ко всем, а ко мне самому. Если мы хотим понять, как говорить о Христе тем людям, которые приходят сегодня в церковь, значит, мы их не очень чувствуем, не очень знаем и не очень чувствуем себя самих в контексте этих людей. То есть мы еще должны искать какую-то методику, какой-то подход. А мне кажется, все должно рождаться здесь и сейчас, в каком-то глубинном контакте, происходящем «на равных» между мной и катехуменом, оглашаемым. И то, что рождается, должно быть для меня убедительным, я не должен в этом сомневаться.

Где тогда место традиции Церкви?

Вопрос о традиции – это всегда вопрос о соответствии ей в контексте оглашения, о его общей атмосфере. Если мне сопутствует мирный дух и люди вошли в пространство богоприсутствия, то зачем мне думать о чем-то внешнем в подтверждение того, что происходит, если сама реальность уже убедительна? Понимаете, мы всегда хотим просчитывать будущее, но имеем ли мы на это право? Его же еще нет, и мы не знаем, что будет дальше.

Кто-то мне сегодня говорил, что каждый сюда приезжает со своим вопросом, ищет свой ответ, независимо от темы. А как Вам видится, какие удалось затронуть реальные проблемы и какие ответы получить?

Может быть, они были не столько затронуты, сколько приоткрылись. Мы говорили за трапезой о том, как хорошо, когда дискуссия остается открытой, когда мы точку не ставим, выводов не делаем и позволяем людям с тем, что было, как-то взаимодействовать внутри себя. Здесь могут открываться какие-то вещи, которые мы не затронули, к которым мы только подошли, а они уже начали в нас оживать и где-то в нас присутствовать и работать.

Священник Валерий Шпенглер: Хорошо, что это есть, спасибо тем, у кого есть возможность эту ответственность Церкви реализовывать. А дальше, как это обычно бывает в жизни, когда мы не знаем ответов на вопрос, «как это нужно делать?», Господь будет руководителем. Он будет руководителем, когда есть разнообразие, есть возможность всем высказаться и когда есть свобода. Тогда будет чувствоваться ответственность тех, у кого есть эта свобода, тогда будут и какие-то плоды.

Я много исписал, уже два блокнота. Мне все интересно, я же участвую в этой конференции впервые. Тут есть над чем работать, но работа и происходит, тут все живо. В жизни со Христом все должно созревать естественным образом. Не бывает так, чтобы все обрушивалось с неба на голову. Важен не только результат, важен процесс. Плоды созревают в сердцах людей, в отношениях, и это хорошо.

Image

Светлана Чукавина: Я считаю, что тема конференции была выбрана очень удачно, потому что она вскрыла очень серьезные вещи. Вопросы, которые обсуждались, – одни из самых главных. Потому что когда не расставлены точки над «i» в том, о чем мы говорим, о Ком мы говорим, как мы говорим людям, по крайней мере, в каком направлении можно об этом думать, что такое современный язык, которым нужно говорить людям о Христе, – очень сложно обсуждать что-нибудь еще. Это правда.

Что касается решений, то здесь, как на всякой хорошей конференции, должны прежде всего ставиться вопросы. Сложно дать один ответ для всех в таком живом деле, как оглашение, потому что там многое зависит от разных входящих вещей.

Мне один из участников сказал, что у него вообще ощущение, что если люди говорят о Христе, значит у них какие-то проблемы, потому что в нормальном случае, когда оглашение проходит в мирном духе, это в них и так живет.

Дух приходит через Христа, через Слово, поэтому, следуя такому мнению, можно легко скатиться в какие-то психологические сеансы и больше ничего. Христос в огласительное собрание действительно приходит в Духе, но через слово, ведь слово-то должно звучать. Дух Христов должен возрастать в человеке, который оглашается, и все больше и больше в нем воплощаться. Собственно говоря, когда это происходит, тогда человек и становится христианином. Да и как по-другому ему стать христианином?

Беседовали Александра Колымагина и Анастасия Наконечная

Кифа № 8 (210), июнь 2016 года

Ещё материалы по теме:

Когда проповедь бывает плодотворной. Интервью с участниками конференции по катехизации

«Мне кажется, это очень важно – услышать голос Христа» Интервью с ректором Свято-Филаретовского института профессором священником Георгием Кочетковым

«Особенность этой конференции в честном разговоре по душам». Интервью с участниками конференции по катехизации

Как сдвинуться с мертвой точки. Интервью с В.И. Якунцевым, председателем оргкомитета международной конференции по катехизации

Возможно ли заниматься оглашением с помощью иконописи

О чем рассказывает православная культура. Интервью с участниками ежегодной богословско-практической конференции СФИ по катехизации

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!