gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.03.2016 г.

Подлинная общецерковная дискуссия может возникнуть прежде всего из движения «снизу»

Статью из первого номера «Кифы» комментируют эксперты

Владимир Легойда
На Рождественских чтениях со статьей «В поле положительных потенциалов» познакомились многие участники. Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
 

В прошлом номере «Кифы» к семилетию интронизации Святейшего патриарха Кирилла была опубликована статья «В поле действия положительных потенциалов». В ней говорилось о возможностях, которые открылись в различных сферах церковной жизни за последние семь лет. Сайт СФИ попросил экспертов прокомментировать семь пунктов, отмеченных в статье. Мы хотели бы познакомить вас с наиболее интересными откликами, ведь далеко не все наши читатели постоянно читают материалы сайта Свято-Филаретовского института. Сегодня мы публикуем комментарии Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и Давида Гзгзяна, заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, члена Межсоборного присутствия РПЦ, к пункту «Внутрицерковная дискуссия».

За последние семь лет многое было сделано для того, чтобы важные вопросы обсуждались в церкви архиереями, клириками и мирянами, придерживающимися разных мнений, совместно. Что на этом пути удалось, а что нет? Какие усилия нужны для того, чтобы внутрицерковная дискуссия становилась более конструктивной и подлинной?

Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Главное событие последних лет в области выстраивания внутрицерковного диалога – это, конечно, создание Межсоборного присутствия. Этот механизм абсолютно беспрецедентный и обладает огромным, во многом нераскрытым пока потенциалом. Его раскрытие зависит не только и даже не столько от нас, церковных чиновников, которые туда также входят. Поверьте, ритм ежедневной работы не позволяет нам быть единственным двигателем процесса, задуманного для привлечения в общецерковную дискуссию новых людей со своими взглядами. Поэтому в рамках Межсоборного присутствия ожидаем прежде всего движения «снизу». Через это и может быть создана подлинная общецерковная дискуссия. Подобный процесс не может начинаться нигде, кроме как в активных приходах. Полноценная приходская жизнь является микромоделью общецерковной дискуссии и матрицей для ее развития. Поэтому то, каким у нас будет участие клириков, мирян в обсуждении важных вопросов церковной жизни, решается в том числе на каждом приходе.

Image
Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ

Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ: Я все время думаю о том, какое значение можно было бы придать самому феномену существования Межсоборного присутствия. Ведь по существу мы имеем дело с первой за практически сто лет попыткой запустить обсуждение животрепещущих проблем на общецерковном уровне, с участием разных людей, занимающих разное положение в церкви, от первоиерарха до мирян. Надо учесть, что это не первый понтификат в условиях свободы церкви, когда нет Совета по делам религии, нет жестких ограничений в деятельности церкви и так далее. Не первый, а второй. Время предыдущего понтификата, или патриаршества – как вам угодно, – было охарактеризовано практически абсолютным штилем в этой области. При всем том, что тематика дискуссий, в принципе-то, не нова. Она воспроизводит повестку дня Московского Собора 1917–1918 годов. Но как ни странно, именно в ситуации, когда с церкви сняли путы, ограничивающие ее жизнь и разнообразие мнений, какие бы то ни было попытки высказать позицию воспринимались очень часто как покушение на церковное единство.

Сегодня мы все-таки можем сказать, что различия в тех или иных позициях уже не воспринимаются как катастрофа. Может быть, это не впечатляющий результат на фоне того, что является насущной потребностью церкви. Но принимая во внимание, в каком фактическом состоянии церковь подошла к тысячелетнему юбилею Крещения Руси, трудно было бы говорить об оправданности иных ожиданий. Не слишком ли они завышены? Хотя я персонально, конечно, все время жду прорывов. И мне кажется, что такой основополагающий документ, как, скажем, унификация практики причащения в церкви, мог бы выглядеть гораздо решительнее, чем то, что в итоге получилось. Но, возможно, мы еще не научились радоваться даже мелким сдвигам. Может быть, сама эта шести-семилетняя история должна была бы нас периодически возвращать к истокам и учить оценивать ситуацию относительно того, из чего она выросла.

Если бы Вам выпала доля решать, какой из вопросов современной актуальной церковной жизни погрузить в поле дискуссии первоочередным образом, какой бы вопрос Вы выбрали и почему?

Давид Гзгзян: Что такое на сегодняшний день церковная дискуссия, боюсь, непонятно никому. Поэтому я думаю, что самыми главными вопросами должны были бы оказаться регламент, ход, характер и технология принятия решений в рамках самой дискуссии. Если мы ведем дискуссию в сфере науки, то там дискуссионное поле настолько отработано самой природой науки, что вопрос эффективности этого поля не стоит так принципиально. А в церкви на сегодняшний день, мне кажется, самая большая проблема именно эта.

Мне хочется много чего увидеть за тот срок, который мне осталось провести на земле в живом состоянии. Особенно – как должна была бы выглядеть церковная дискуссия. Ведь это не обыкновенная полемика, это не просто обмен мнениями. Это нечто гораздо более серьезное. И, уверяю вас, в этом смысле преимуществ нет практически ни у кого. Нам кажется, что где-то существуют гораздо более отработанные процедуры. И, наверное, это так. Второй Ватиканский собор в этом смысле производит серьезное впечатление. Но это не означает, что благодаря ему в Римско-Католической церкви сформировалось постоянное живое дискуссионное поле. Я бы тут не преувеличивал достижения.

Справка

В июле 2009 года Синод Русской православной церкви утвердил положение о Межсоборном присутствии и достаточно широкий круг вопросов, которые должны рассматриваться в этом совещательном органе: богословие, церковное право, организация миссии, духовное образование, взаимодействие церкви и общества, отношения с другими религиями и прочие. Документы, подготовленные комиссиями Межсоборного присутствия, выставляются на интернет-дискуссию на портале Богослов.ru, а потом принимаются (или отправляются на доработку) Синодом или Архиерейским собором.

Единовременно в Межсоборном присутствии работают около 200 человек. Этот состав менялся уже трижды. Каждое изменение списка обсуждаемых тем и состава Присутствия утверждается Синодом. Бессменным председателем Присутствия, а также председателем его редколлегии является Святейший патриарх Кирилл.

Комментарии собирали Александра Колымагина и Андрей Васенев

Кифа № 2 (204), февраль 2016 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!