От составителей Этимасия* Всеми силами проси у Господа смирения и братской любви, Ибо за любовь к брату Господь даром дает благодать Свою. Испытай над собою: один день проси у Бога любви к брату, а другой – живи без любви, и тогда увидишь разницу прп. Силуан Афонский Прошло три года с тех пор, как появилось в «Кифе» первое региональное приложение. Стоило немного подождать, чтобы оценить плюсы и минусы этого явления, недооцененного самими регионами, и, конечно, своим епархиальным начальством. Что можно сказать о плюсах? Их два. Во-первых, приложение это – не холодный и расчетливый взгляд стороннего наблюдателя, а выражение любви к Церкви и истории края и искреннего огорчения от того, что не все в Церкви и в истории края гладко и красиво. Однако, говоря о церковных проблемах, мы избегаем какого-либо осуждения, ибо «не судите и не судимы будете». Во-вторых, к несомненным плюсам можно отнести не заказной характер публикаций. Ведь, что ни говори, как хвалебные, напоминающие застольные здравицы тексты о масштабных православных свершениях, так и скандальные «разоблачения тайной жизни церковной иерархии» порядком надоели и к действительности имеют такое же отношение, как ежик к балету. Среди минусов нужно указать главный – отсутствие периодичности. Все остальные недостатки – вполне исправимы и будут исправлены. Владимир Лавренов Кифа № 16 (202), декабрь 2015 года --------------- *Греческое слово «этимасия» переводится как «престол уготованный» и использовалось для обозначения эмблемы, представляющей собой престол (трон) с лежащим на нем Евангелием, или крестом, или короной. Самое раннее изображение этимасии встречается в мозаике баптистерия в Равенне и относится к V-VI вв. н. э. Престол уготованный – редкий и очень сложный символ присутствия Бога и одновременно Его ожидания с упованием и надеждой. Это изображение можно встретить в мозаиках, фресках, иконах, памятниках декоративно-прикладного искусства. Известна эта эмблема и в геральдике. Так, тверской герб в самых разных изобразительных вариантах представляет собой древнюю этимасию, что говорит о религиозных корнях, казалось бы, вполне светской науки – геральдики. |