«Нигде, о Господи, такого града нет, есть лишь видение, и только...» Наверное, нет человека на земле, который не слышал хоть что-нибудь о короле Артуре и рыцарях Круглого стола и о столице Артура – Камелоте, которому посвящена вынесенная в заглавие строка Теннисона. Однако вряд ли многие смогут вспомнить какие-либо подробности общей жизни этого круга, разве что пресловутый круглый стол. Поэтому, раз уж мы оказались сегодня в Англии, хотелось бы привести здесь несколько цитат из вобравшего в себя более ранние сказания повествования Томаса Мэлори «Смерть Артура». Вот знаменитая клятва рыцарей Круглого стола: «...Собрал у себя король Артур всех рыцарей и наставил их никогда не совершать грабежей и убийств, бежать измены и даровать пощаду тому, кто испросит, – иначе утратят они навечно добрую славу и покровительство короля Артура; а также всегда заступаться за дам, девиц, благородных женщин и вдов, защищать их права и никогда не учинять над ними насилия под страхом смерти. И ещё наставлял их Артур, чтобы ни один из них не подымал оружия для несправедливой войны – ни ради славы и ни за какие богатства земные. И в том поклялись ему все рыцари Круглого Стола, и молодые и старые. И с тех пор каждый год повторяли они свою клятву в день великого праздника Пятидесятницы». А вот удивительное описание трапезы, мало напоминающей наши представления о диких средневековых пирах: «Король и все сословия возвратились назад в Камелот, и собрались все к вечерней молитве в большом монастыре. А после того вернулись к ужину, и всякий рыцарь уселся на своём месте, как и прежде. И вдруг послышался треск и грохот грома, так что всем почудилось, что сейчас весь дворец рассыплется в прах. Но ещё не смолк громовый раскат, а уже проник к ним туда солнечный луч, в семь раз яснее, чем в самый ясный день, и всех, кто там был, осветила благодать Духа Святого. И посмотрели рыцари один на другого, и каждый показался остальным словно бы прекраснее видом, чем прежде. Но долгое время ни один из них не мог вымолвить ни слова, и они лишь сидели и смотрели друг на друга, как немые. Но вот очутилась в зале священная чаша Грааль* под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему всего более по вкусу. И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда. И тогда все вздохнули и вновь обрели дар речи, и король вознёс хвалу Господу за благодать, что была им ниспослана. – Воистину, – молвил король, – нам надлежит горячо возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа за чудеса, которые он сподобил нас увидеть ныне, в славный день высокого праздника Пятидесятницы». И наконец, упоминание об этом круге как о братстве (которому всегда угрожают и внешние враги, и предательство): «Вот съехались два рыцаря, один ехал из Камелота, другой же держал путь с севера. Поздоровались они и стали друг у друга спрашивать. – Какие вести из Камелота? – спрашивает один. – Клянусь головой, – второй отвечает, – был я там, видел двор короля Артура, и там собралось рыцарское братство, которое ничто не нарушит, ведь с Артуром чуть не весь мир, ибо у него цвет рыцарства. Для того и скачу я теперь на север - чтобы рассказать вождям нашим о великом боевом товариществе, что сплотилось вокруг короля Артура. – Ну, – сказал тут первый рыцарь, – против этого везу я с собой надёжное средство; сильнейший яд, о каком только слышали на земле. С ним поспешаю я в Камелот, ибо там у нас есть друг среди приближённых короля, и он отравит короля Артура – так он поклялся нашим вождям и получил за это вперёд большое вознаграждение». Конечно, если продолжить читать эти сказания подробно, нас, несомненно, будет ждать разочарование в персонажах артуровского цикла: вряд ли кто-нибудь, разве что кроме сэра Галахада, перешёл бы на второй этап оглашения, слишком уж вольно они обращались с седьмой заповедью. Но легенда о дружеском круге, ставшем основой государства, продолжает жить (и не только в английской традиции), стремясь в свою меру противостать разделению и холоду окружающего нас мира. Материал подготовлен Александрой Ошариной ------------------ * В легендах артуровского цикла это чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Кифа № 9 (195), июль 2015 года Еще статьи по этой теме: Для того чтобы появился дружеский круг, нужен человек-«мотор», тот, кто представляет себе масштаб, сверхзадачу >> Неповторимость лиц, входящих в круг. Ещё раз о славянофилах >> Христианство и рыцарство: взаимное влияние культуры и миссии >> Инклинги. Продолжая размышлять о дружеском круге, мы отправляемся в Англию >> Видеть и различать >> «Мы хотим возродить эту землю» Об одном из дружеских кругов рассказывают члены Свято-Петровского братства >> |