Священник Мариано Хосе Седано Сиерра на конференции СФИ "Традиция святоотеческой катехизации".Опыт проведения таинствоводственных встреч в Санкт-Петербурге. Священник Мариано Хосе Седано Сиерра Отец Мариано, мы слышали, что Вы читаете таинствоводственные беседы в одном из православных храмов Петербурга? Cвященник Мариано Хосе Седано Сиерра: Да, я рассказываю о богослужении, истории, богословии. О церковном искусстве. Я называю его vox ecclesia discentis - голос церкви, которая учится. Есть голос церкви, которая преподает, это голос пастырей. А то, что поняла паства, она выражает по-своему, в том числе иконами. И поэтому через особенности христианской символики и богослужения мы слышим их голос. Кто написал фрески в катакомбах? Это простые люди. Они знали очень много, это видно. Те символы, о которых говорят Тертуллиан, Августин, Григорий Великий, мы найдем в катакомбах. Люди поняли эти символы и изобразили их на стенах... Так многое говорят нам и древнерусские храмы... Когда люди принимают Евангелие как свое, начинается инкультурация. Евангелие - как семя, которое в каждой земле дает похожий, но своеобразный плод. Поэтому в России одни плоды, в другом месте - другие. Это очень красиво, на мой взгляд. Мы хотели бы спросить Вас как практикующего катехизатора, который уже не первый год читает такие таинствоводственные беседы. Что Вам показалось наиболее интересным на том заседании, где Вы сейчас читали доклад? К сожалению, я не могу быть на конференции все три дня. Но уже сегодня прозвучали очень важные слова, на которые нужно обратить внимание. Понятно, что самое важное в христианском учении о человеке - это то, что человек - центр сотворенного мира. Что Бог стал человеком не случайно. Это не только один из догматов нашей веры. Это самая наша вера: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. И я думаю, что это надо помнить, когда мы говорим о другом человеке или когда он стоит перед нами. Да, это не идеальный человек, не ангел; иногда он больше похож на свинью, чем на ангела. И все равно нужно думать, вопреки всему, что этот наркоман, алкоголик - это всё равно самый красивый образ, который Бог сделал. И Бог стал человеком и ради этого конкретного человека, который стоит передо мною. Если мы не поставим это в центре нашего внимания, этот человек никогда не будет человеком. Ваше братство названо в честь Преображения. Преображение - это момент, когда мы видим в Иисусе Христе, кем мы будем. И поэтому, мне кажется, нужно говорить о том, что греки называют prolepsis. Нужно предчувствовать сегодня то, что будет потом. Если мы не поступаем так, эти люди никогда не будут другими. Я думаю, в то, во что мы веруем, нужно верить до конца. И нужно дать понять людям, что мы верим в это, для того чтобы они тоже веровали. Я очень часто встречался в Петербурге с сестрами матери Терезы. К ним приходят за помощью алкоголики и бомжи. Это просто катастрофа. И сестры верят в этих людей, в которых никто больше не верит. У этих людей нет выхода, нет надежды, нет любви. А сестры верят в них, потому что верят в Иисуса Христа воскресшего и восшедшего на Небеса во славе. И эти люди становятся способны увидеть Его, потому что сестры делятся с ними своей верой. Мы, катехизаторы, должны передать людям именно это - то, что называется энтузиазмом. Вот слово, которое мне кажется очень важным для катехизаторов. Энтузиазм - это очень красивое слово. Повсюду в России есть проспект Энтузиастов. Но я не видел народ, где было бы так мало энтузиастов, как у вас. Наверное, потому что для вас энтузиазм до сих пор связывается с коммунистической основой, с волюнтаризмом. А ведь это очень богословское слово. Это греческое слово, происходящее от «en Theo», то есть «в Боге». Когда человек знает, что мы живем в Боге, для него не существует трудностей, все возможно. Это энтузиазм, который мы должны иметь. Этот энтузиазм, конечно, можно передать. Этим можно заразиться. И это делает человека катехизатором. Вы в своем выступлении обращались к наследию блаженного Августина. Скажите, если сравнивать те обстоятельства, которые существовали тогда, и те, которые существуют сейчас, что типологически остается одним и тем же, а в чем, может быть, есть разница? Обстоятельства очень разные, конечно, но все равно, мне кажется, одновременно и очень похожие. Сегодня к нам приходят люди очень высокой культуры, которые очень многое знают. Или люди, которые умеют зарабатывать деньги, и у них есть богатство. Но на самом деле они одновременно очень бедные, потому что сами себя не понимают, не знают, почему у них такие реакции, почему что-то происходит в их жизни. Они ищут помощи. И мне кажется, что в этом смысле блаженный Августин помогает нам быть готовыми к встрече с такими людьми. Он говорит нам: обрати внимание, с кем говоришь, кто перед тобою. И смотри, какие у него есть интересы, какие у него есть мотивации, почему он хочет стать христианином. Сегодня мы назвали бы это словом «эмпатия». Он не использует, конечно, это слово, но говорит, как мне кажется, именно о ней. Эмпатия - это способность войти в положение другого человека, стараться пережить с ним то, что он переживает. И изнутри так понять его, чтобы почувствовать: даже в той ситуации, в которой он живет, в нём самом уже есть семена христианства, уже есть очень многое от Господа. Даже не мечтая о другом человеке, не мечтая о других обстоятельствах, он опирается именно на это. А значит, он может стать другим. КИФА № 8 (178), июль 2014 года |