gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.05.2015 г.

Немного о гонениях

Продолжаем публикации к 25-летию Преображенского братства

В предыдущих номерах «Кифы», вспоминая историю Преображенского братства, празднующего в этом году своё 25-летие, мы уже писали о рождении братства и об одной из первых международных богословских конференций, организованных им, – об Афанасьевских чтениях. Конечно, многое при таком «пунктирном» рассказе остаётся за кадром: тысячи людей на миссионерских открытых встречах, десятки групп, проходящих оглашение параллельно друг другу, рост братства и расцвет многообразных сторон его жизни... Всё это ещё ждёт своего историка. Мы же можем лишь пойти дальше по отдельным точкам или по отдельным сторонам этой многообразной и многолетней жизни. И здесь никак не обойти темы продолжающихся больше двадцати лет гонений против братства. Вот очень урезанная хронология, левая колонка которой даже в таком кратком формате скажет о многом, а правая будет для неё контрастным «фоном»

Самые крупные кампании против братства

20 декабря 1993 года на епархиальном собрании Москвы патриарх Алексий II произнёс слово «неообновленчество». Этот ярлык был подхвачен, и началась травля о. Георгия Кочеткова и Преображенского братства.

31 января 1994 года о. Георгию вручили подписанный за три месяца до этого указ о передаче подворью Псково-Печерского монастыря восстанавливаемого братством Владимирского собора и предъявили обвинения в «неообновленчестве» и «подготовке раскола».

15 – 16 ноября 1994 года прошла конференция «Единство церкви», посвящённая бездоказательному осуждению о. Георгия Кочеткова и о. Александра Борисова.

В 1995-1997 годах ежегодно выходили сборники, целиком или частично посвящённые осуждению деятельности о. Георгия, содержащие грубые подтасовки и клевету. Кампанию поддерживали многочисленные публикации в «Радонеже», «Русском вестнике» и др. СМИ.

29 июня 1997 года произошла направленная против братства провокация в храме Успения в Печатниках, в результате которой о. Георгий был запрещён в служении, а 12 прихожан отлучены от причастия.

15 ноября 2000 года так называемая правдолюбовская комиссия после полугода работы за глаза обвинила о. Георгия в следующих ересях: гностицизм, несторианство, фригийская ересь, монофизитство, также причисляя к этому списку протестантизм и атеизм (некоторые из этих ересей являются взаимоисключающими, но это не остановило членов комиссии).

8 февраля 2007 года на заседании епархиального совета Тверской епархии официально принято решение о «запрещении всем, кто относит себя к так называемым "кочетковцам"... причастия Святых Христовых Таин во всех храмах на всей канонической территории Тверской епархии». Запрет был снят лишь спустя два месяца, когда история приобрела широкую огласку.

26 декабря 2012 года в Архангельской митрополии началась направленная на уничтожение Заостровского прихода информационная война. Спустя две недели настоятеля храма, члена Преображенского братства о. Иоанна Привалова сняли с настоятельства. После этих событий о. Иоанн стал инвалидом, Заостровский храм опустел – катехизация и общинная жизнь в нем теперь под запретом, прихожан почти нет.

В 2012 году начались отлучения от причастия в Вельске, Нижневартовске, Красноусольске. Часть прихожан обвиняли в том, что «они не покаялись в "кочетковской ереси"». В октябре 2014 года в Красноусольске к причастию не были допущены даже дети, несмотря на протесты большинства прихожан. Спустя неделю детей снова стали причащать, но взрослых не причащают до сих пор, вопреки указанию из Управления делами МП, что причин не причащать этих людей нет.

 

Некоторые из свидетельств церковного признания

В 1992 году патриарх Алексий II дал благословение на деятельность Московской высшей православно-христианской школы (ныне СФИ) и Сретенского братства.

В 1993 году по благословению патриарха Алексия II священник Георгий Кочетков защитил в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже магистерскую (кандидатскую) диссертацию по пастырскому богословию «Таинственное введение в православную катехетику».

С 1993 года и по настоящее время члены Преображенского братства практически ежегодно участвуют в Рождественских образовательных чтениях, в том числе как докладчики и в некоторые годы как соведущие секций.

1 декабря 1996 года собравшихся на актовый день преподавателей, студентов и сотрудников СФИ от имени патриарха Алексия II приветствовал член Епархиального совета Москвы протоиерей Николай Соколов.

В 1998 году Свято-Филаретовский институт получил Представление ОРОиК о соответствии его учебных программ православному вероучению.

15 марта 2000 года сняты прещения с о. Георгия Кочеткова и 12 прихожан храма Успения в Печатниках. С этого момента и по настоящее время о. Георгий служит в храмах Москвы (в поездках – и в храмах других городов по благословению местных архиереев). С 2002 года служит преимущественно в Новодевичьем монастыре, в том числе несколько раз на патриарших службах.

В декабре 2000 года выводы «правдолюбовской» комиссии не приняты патриархом и отправлены на рассмотрение Синодальной богословской комиссии. СБК даёт о. Георгию возможность ответить на обвинения. Большая часть обвинений снимается, отмечено, что еретического учения в текстах о. Георгия нет.

В 2003, 2005, 2007, 2010 годах члены Преображенского братства участвуют в международных богословских конференциях Русской православной церкви, организованных Синодальной богословской комиссией, в том числе как докладчики и участники дискуссии.

В 2010, 2014 годах члены Преображенского братства участвуют в Миссионерском съезде в качестве докладчиков.

В 2010 году РОО «Сретение» и КПЦ «Преображение» вошли в совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям церкви и общества.

В 2011 году газета Преображенского братства «Кифа» получила гриф Синодального информационного отдела.

В 2011-2015 годах в многочисленных епархиях Русской православной церкви проходят церковно-исторические выставки, созданные братством.

 

О каждом из пунктов левой колонки этой небольшой таблички (а в неё вошло далеко не всё) можно было бы написать по книге. О некоторых – собраны объёмистые сборники документов. Меньше известно о содержании правой колонки; для некоторых из читателей многочисленных «Сетей обновлённого православия» и пр. невместимой оказывается информация о том, что о. Георгий Кочетков – служащий священник Русской православной церкви, а братство активно участвует в разнообразных общецерковных конференциях и встречах: «Какие благословения? У Дворкина же написано, что это секта!»

То, что левая и правая колонки идут параллельно, часто вызывает и другого типа недоумения: «Какие гонения? Вчера я сидел рядом с о. Георгием на престижном богословском форуме, его с вниманием слушали!»

Мне кажется, эта по видимости противоречивая картина связана с тем, что достаточно быстро после рождения братства стало ясно, что оно – живая часть церкви, которую оказалось трудно вписать в активно восстанавливаемую жёсткую систему. Не стало оно ни «узкоспециальным» объединением, подобно возникшим через какое-то время после него первым благотворительным братствам, ни тем более политизированным околоцерковным образованием. Преображенское братство восстановило в одной только Москве четыре храма (один был поднят буквально из руин), но тем не менее не связало себя намертво с жёсткой структурой «приходского рабства», которая погубила не одну живую приходскую общину. Ведь как часто при смене епископа или по иным обстоятельствам священника, годами собиравшего людей, смещают, переводят, разрушая труд всей его жизни, – и люди через какое-то время расточаются, община распадается. Иногда такое разрушение происходит чуть ли не с целой епархией, собранной трудами доброго епископа, после его кончины или перевода. У братства тоже забрали – иногда путём смещения с поста настоятеля братского священника, иногда с использованием провокаций - все приходы, которые оно восстановило; но оно не распалось, не расточилось и осталось церковной силой, влияние которой невозможно не признать.

У братства есть и друзья (хорошо понимающие, что оно делает важное для возрождения церкви дело), и враги, стремящиеся его если не уничтожить, то «выдавить в раскол», борющиеся за примат жёсткой системы («церковь – то же самое что армия»), наследники тех, о ком писал о. Павел Адельгейм в книге «Своими глазами». К сожалению, вторые оказались гораздо более шумными и заполнили своим шумом практически всё информационное пространство. Но среди тех, кто поддерживал и поддерживает братство, есть и миряне, и священники, и архиереи (в дни праздников среди пришедших на имя о. Георгия поздравлений нередки подписи иерархов Русской православной церкви; архиерейское благословение было получено на издание «Катехизиса» и семитомника переводов «Православное богослужение»).

Гонения – это то, о чём всегда тяжело говорить: пытаясь спорить с нелепыми обвинениями, обнаруживаешь себя будто опутанным какой-то липкой грязью: «то ли он украл, то ли у него украли, в общем, была какая-то мерзкая история». Но если помнить, что «борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (Еф 6:12), что с духом клеветы, неправды, рабства мы и должны бороться в церкви, бороться все вместе – и члены братства, и члены приходов, и насельники монастырей, миряне, священники, иерархи – то наша борьба не останется тщетной, и мы все вместе будем идти именно тем путём, который ведёт через смерть к воскресению.

Материал подготовила Александра Колымагина

КИФА № 4 (190), март 2015 года

Еще статьи по этой теме:

Пройдя до половины >>

О тени уныния и радостных батюшках. О том, как рождались интервью, вошедшие в юбилейный сборник, приуроченный к 25-летию Преображенского братства, вспоминает Сергей Смирнов >>

«По мере удаления от Москвы интерес к нам рос, а страх перед общением уходил...» Из дневника и путевых записей Т.К. Покровской (Наумченко). Июль 1999 года >>

Что за комисиия, Содатель... Из интервью с Давидом Гзгзяном >>

Как родилась «Кифа» >>

Очень важно было то, что мы всё-таки боролись. Продолжение серии публикаций к 25-летию Преображенского братства: снятие несправедливых прещений со священника Георгия Кочеткова и его 12 помощников в 2000 году >>

Мы хотели открыто рассказать, что делает братство. Интервью со священником Георгием Кочетковым >>

Все эти годы публикуем не только доклады участников конференций, но и всю дискуссию. Интервью с руководителем издательства Преображенского братства Кириллом Мозговым >>

«Мы только что воцерковились, это было наше первое паломничество.» Первые большие паломничества (1995-1996 годы) >>

Это было чудом. К 25-летию Преображенского братства: приобретение помещений Свято-Филаретовского института (1995-1996 годы) >>

Немного о гонениях. Продолжение публикации к 25-летию Преображенского братства >>

В то время в России почти никто не знал труды о. Николая Афанасьева >>

Преображенскому братству исполнятся 25 лет >>

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!