gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
03.02.2015 г.

Плиты двора помнят её шаги

Настоятель церкви Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» протоиерей Вячеслав Харинов рассказывает об Екатерине Арской

1 февраля 2015 года исполняется 97 лет со дня основания Александро-Невского братства - одного из самых сильных и деятельных братств послереволюционного Петрограда. Специально к этой дате мы публикуем интервью о членах этого братства - Кире Оболенской и Екатерине Арской.  

Петр и Екатерина Арские. Май 1900 г.
Петр и Екатерина Арские. Май 1900 г.

...Святая мученица Екатерина Петроградская (Екатерина Андреевна Арская) не только прихожанка, она выросла в нашем Скорбященском храме на Шпалерной. Дочь ктитора, она провела всё детство в этом храме. Она практически стала воспитанницей прихода. Стены храма, его паркет, каменные плиты двора помнят её шаги, помнят всё, что связано с её жизнью, с замужеством. Судьба её трагична. В 1918 году скончались двое её детей, в 1920 году от дизентерии скончался муж и в течение месяца оставшиеся трое дочерей. Знавшая семейное благополучие, счастье, супружескую любовь, радость материнства, женщина потеряла всё. Великий поэт Анна Ахматова говорила, что есть уединение и есть одиночество. Святая мученица Екатерина сумела преобразить своё одиночество в уединение. Это уединение привело её в Александро-Невское братство, членов которого она наверняка знала, как человек активной церковной позиции, и раньше. И где-то с 1920-х годов она отходит от семьи, и её семьёй становится Александро-Невское братство, община Феодоровского Собора, в актив которой она входит. Она становится помощницей о. Льва (Егорова).

Александро-Невское братство дало ей то, что может быть оценено как некий стержень, несгибаемость, как некая поразительная закалка такой церковной жизни, которой не дал бы приход, не дала бы семья, не дало бы, наверное, обучение в духовных школах. Братство вынуждено было стать своеобразным островком в море атеизма, безбожия, забвения традиций, православных устоев жизни. На этом острове сформировалось такое следование за Христом, такое подражание Ему, что она сумела в дальнейшей своей жизни пройти по ней подобно Христу - не сокрушив надломленной трости, по слову Писания. А такой надломленной тростью оказался владыка Гавриил (Воеводин), который сломался на допросах в 1937 году в Боровичах. Именно в этот город, на ул. Порожскую, 66 поехала Екатерина Андреевна после освобождения из Карагандинских лагерей. Наш приход укрепил мемориальную табличку на этом доме. Там всё сохранилось - сохранился интерьер, комната, где она жила, лежанка, печка - единственное, что согревало её. Все в первозданном виде. И вот именно в Боровичах и проявился этот характер, эта закалка Александро-Невского братства - несгибаемость и в то же время умение никого не сокрушить. Ещё при первом аресте, когда в 1932 году арестовали 92 члена братства, она никого не выдала, никого не помянула. В документах сохранились совершенно обтекаемые, звучащие издевательски для чекистов фразы о том, что за время пребывания в братстве, за время служения в Феодоровском Соборе она так и не познакомилась ни с кем близко, так и не поинтересовалась фамилиями людей. Точно так же в 1937 году на очной ставке с уже сломленным владыкой Гавриилом (он потом покаялся, и последние его допросы свидетельствуют о том, что он отрекается от всех данных ранее показаний) она, глядя в глаза своему наставнику, сказала: «Нет, владыка, я никого не знаю, я ни в чём не состояла, я не знаю ни одной фамилии, я не буду подписывать никакие документы». Это поразительно. Это тот стержень, который формируется в совершенно особой среде. И мне кажется, что именно Александро-Невское братство, крупнейшее братство Петрограда, сумело сформировать в своих недрах ту, которая первоначально получила церковное образование, обучение и наставничество в Скорбященском храме.

У нас создан музей, посвящённый судьбе новомучеников, прежде всего выходцев из нашего храма: священномученика Григория Сербаринова, настоятеля нашего храма, святой мученицы Екатерины Арской, дочери ктитора нашего храма. У нас ещё не представлены материалы по Юрию Новицкому, сподвижнику владыки Вениамина, репрессированному и расстрелянному вместе с владыкой. Как мы недавно узнали, он тоже был прихожанином нашего храма. Так что три святых Русской православной церкви являются выходцами нашего Скорбященского храма на Шпалерной улице.

С прот. Вячеславом Хариновым и Кирой Литовченко беседовала Анастасия Наконечная

 КИФА №1(187), январь 2015 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!