Праздник Света Из проповеди священника Георгия Кочеткова на начало Рождественского постаРождество Христово. Византия, Константинополь. XI в. В древности праздник Рождества в Восточной церкви был одним праздником с Богоявлением, с праздником Крещения Господня. Не случайно он ещё назывался праздником Светов: ведь «Свет пришёл в мир». Мы с вами хорошо знаем, что самым трудным моментом в христианской вере является не учение о Святой Троице и даже не восприятие тайны Креста и Воскресения Христова. Труднее всего людям, которые хотят обрести глубину и полноту христианской веры, познать тайну Богоявления, того, что Бог пришёл на землю, что Он воплотился. «Во Христе пребывает вся полнота Божества телесно», - говорит апостол. И самое трудное - понять такую родственность человека и Бога, которая позволяет Им совместиться в одной Личности. Во Христе одно лицо и одна личность. Мы с вами это прекрасно знаем из догматического учения. И то, что во Христе нет никакого раздвоения лиц или личности, несмотря на Его высочайшее самосознание, для нас принципиально. Он знал, что в Нём нет никакого греха, Он говорил: «Кто может обличить Меня в неправде, в грехе?», и ни один враг, даже прямой враг Христа (а их было много вокруг Него в то время), - ни один не смог Его в этом обличить. Все обвинения оказывались просто лживыми, ложными. Это совершенно не случайно. Не войдя в этот опыт Богоявления через Бога и Человека Иисуса Христа в даре Святого Духа, очень трудно говорить о том, что «Свет пришёл в мир» и нужно свидетельствовать об этом Свете. Мы постимся как раз для того, чтобы ещё, и ещё, и ещё немного продвинуться в познании этой тайны, чтобы самим обрести этот опыт - быть носителями Света: «Вы - свет миру», «вы - соль земли». Быть светом мира можно только тогда, когда в тебе есть Свет вечный, Свет Божественный, а не какой-то иной - психологический, или физический, или ещё какой-то. Мы с вами прекрасно понимаем, что человек - это существо, пронизанное самыми разными энергиями, в том числе такими, которые можно сравнить с действием света, с его явлением. Мы знаем, что человек - удивительнейшая антенна, подобной которой в мире нет. И через человека познаётся Бог, как через Бога познаётся человек, и никак иначе. Когда человек спрашивает: кто я? или хочет узнать, кто он, кто ты - он не может получить ответ на этот вопрос, не познав сущности божественной Любви, божественной Свободы, божественной Истины. Всё-таки, дорогие братья и сёстры, есть существенное различие в том, куда нас направляет та или иная вера. Действительно, не только греховностью людей объясняется различие религиозных вер на земле в человеческой истории. Конечно, в этом разделении, в этой вражде разных религий есть многое от человеческого греха. Люди стараются подчеркнуть свою особливость, и при этом редко думают о Боге и о божеском, впрочем, как и о человеке и человеческом. Некоторые в наше время верят - и очень любят об этом говорить, ведь это звучит внешне убедительно, - что вера определяется местом жительства человека: вот в такой-то полосе или в таком народе и в такой культуре хорошо верить так-то, а в другой по- другому, а вот там ещё иначе. И многим это кажется обоснованным, будто вера человека определяется лишь внешними условиями существования. Но мы-то с вами всё-таки знаем, что это не так. Христианином вполне можно быть в любой части света, принадлежа к любому народу. Каждый человек на земле призван быть христианином. «Идите, научите («сделайте учениками», по более правильному переводу) все народы, - говорит Христос, - крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам». Это сказано обо всех людях, и нельзя сказать ни об одном человеке, что он не может стать христианином только потому, что он не там или не в то время родился, или в нём течёт какая-то другая кровь, или он унаследовал какую-то другую культуру, другой язык. Темперамент людей зависит от всего этого, но быть или не быть христианином зависит совсем от других вещей. Христианин - член богоизбранного Народа, и это призвание открывается свыше. Когда человек становится способным воспринимать божественный Свет, божественную Любовь, только тогда он может, пусть даже и ещё очень ограниченно, называться верным Богу, т. е. христианином. Конечно, никто из людей не вмещает весь божественный Свет. Носителем всей полноты Божества был только Христос. Ни один другой человек на земле - даже святой - всего божественного Света не вмещал. И мы это знаем. Мы спорим, скажем, с католиками, которые считают, что Матерь Божия родилась от своих родителей непорочно, т. е. так же, как Христос. Это намёк как раз на такую абсолютную безгрешность, абсолютную вместимость всей полноты Божественного Света. Но православие так не думает, православие так не верит. Православие говорит, что даже Божья Матерь - а именно так мы Её величаем - была рождена, унаследовав первородный грех. Но беда в том, что мы с вами часто не очень-то верим в то, что несмотря на всю нашу человеческую ограниченность, Свет уже пришёл. Это очень важно, дорогие братья и сёстры, - как приходит божественный Свет в этот мир, как он сейчас светит. Мы часто не очень видим это сияние божественного Света. Конечно, не в себе - о себе говорить и свидетельствовать трудно, да и не нужно и даже невозможно, - но в других, в Церкви. Мы часто не верим в Церковь, потому что не видим этого Света. Поэтому мы так часто слышим высказывания, что да, Церковь - это, конечно, мистическое Тело Христово, вместилище благодати, но в первую очередь это иерархия, в первую очередь это церковное учреждение. Людям очень нужны чисто человеческие учреждения в Церкви, потому что верить в Церковь очень трудно. В Церкви как Теле Христовом может сиять божественный Свет. Но где мы его видим, как он проявляется, где он светит, какие плоды это приносит, как меняется наша жизнь в связи с этим? Это не такие простые вопросы. Христианство есть вера, основанная на опыте Богопознания, на истинном божественном Откровении. И мы не можем просто повторять формулы, данные в Писании или когда-то кем-то в прошлом. Это было бы уже уклонением от полноты православия, от полноты христианской веры. Многие христиане не очень обращают внимание на Рождественский пост. Конечно, сейчас посты уже не связаны с главными мотивами, ради которых они устанавливались в древности. Постных усилий ради поддержки просвещаемых, которые должны были бы по церковной традиции в глубокой древности принимать крещение на Рождество или Богоявление, по сути дела сейчас нет или почти нет. Единственное исключение, которое я знаю, - это практика в нашем братстве. А больше по всему миру я такого не слышал и не видел нигде. Это действительно древнейшая общехристианская традиция, но сейчас она почти не действует. Нет и стремления экономить свои средства в пост ради помощи другим, прежде всего бедным, нуждающимся, скитающимся, страдающим людям, старым и малым. К сожалению, и этот мотив поста ушёл в прошлое. Но давайте сохраним в полной мере хотя бы последний, третий мотив, если у нас не очень-то получается с первым и вторым, а если и получается, то в слишком уж малых масштабах и объёмах. Давайте хотя бы поразмышляем во время этого поста о Богоявлении. Пусть снова Рождество и Крещение Господне называются праздниками Света, чтобы укрепить эту веру во Свет, чтобы мы смогли с вами снова стать свидетелями о Свете, пришедшем в этом мир - падший мир, страшный мир, по очень многим параметрам не совместимый ни с каким Светом, ни с какой правдой, ни с какой благодатью и истиной. И Бог ценой всех Своих божественных атрибутов, всего Своего божественного величия и могущества преодолел все препятствия, свойственные этому миру, всё противоречие, всю противоположность мира Божьего и мира тварного, к тому же лежащего во зле. Время поста - это всегда благодатное время покаяния, это всегда подвиг сближения человека с Богом, а значит, с божественным Светом Любви. Пусть же каждый из нас приблизится к этой Любви, и пусть эта Любовь приблизится к нам, чтобы мы не были пустыми пред лицом Господним. Ибо единственное, что Бог ценит в человеке, - это способность жить по-божески, в этой самой Любви, Свободе и Истине, в этом Свете, свидетельство о котором пред всеми ближними нашими и является нашим призванием. Как ещё исполнить заповедь о любви к ближнему, как не засвидетельствовав ему о явлении божественного Света! Всё остальное производно, всё остальное не лежит на глубине. Конечно, вы скажете, как обычно, что всё это должно быть в нас во все дни нашей жизни, а не только в пост, и будете правы. Но как этого достичь? Наверное, только особым усилием. Давайте же каждый из нас сделает это усилие, чтобы потом, может быть, стать свидетелями о Свете уже не только в пост, а действительно всей своей жизнью. Пост - это только трамплин, это только новая возможность. Это радость для нас, радость освобождения, как и всё, что лежит в плоскости христианской аскетики. Пусть же каждый из нас возрадуется этой возможности освободиться от всего, что отделяет его от божественного Света и делает невозможным свидетельство о Свете в этом мрачном мире. Только когда мы становимся носителями божественного Света, посрамляется всякое зло, всякая неправда и всякая тьма, которая всегда рождается и развивается в человеке и через человека в этом мире. Дай же Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы каждый из нас всегда был носителем этого Света, дай Бог, чтобы так в нас и через нас совершалось возрождение полноты жизни Церкви и всех служений в ней. Аминь. На вечернем богослужении в часовне Свято-Филаретовского института КИФА №16(186), декабрь 2014 года |