gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.08.2013 г.

Богословие Большого взрыва

В Свято-Филаретовском православно-христианском институте прошло несколько встреч «Богословие и физика: современный взгляд на происхождение Вселенной»

Алексей Старобинский
Один из основателей современной космологии, академик РАН Алексей Старобинский, главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау, объясняет концепцию мультивселенной

Наука, как и богословие, пережила в XX столетии колоссальный подъём, однако диалог между ними сегодня не имеет достаточного звучания. Свято-Филаретовский институт пригласил к разговору учёных, занятых исследованиями в области космологии и физики ранней Вселенной. Инициаторами встреч выступили несколько преподавателей СФИ (на фотографиях можно увидеть их всех, кроме зав. кафедрой Священного писания и библейских дисциплин Ларисы Мусиной и старшего научного сотрудника ФИАН и преподавателя СФИ канд. физ.-мат. наук Максима Зельникова). На приглашение откликнулись сотрудники Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Института электронных управляющих машин им. И.С. Брука, Курчатовского института. В семинаре приняли участие пятнадцать человек. Среди них академик РАН Алексей Старобинский; член-корреспондент РАН д-р физ.-мат. наук Игорь Волович; д-р физ.-мат. наук Андрей Барвинский; д-р физ.-мат. наук Владимир Карпов; д-р физ.-мат. наук Александр Шацкий; д-р физ.-мат. наук Галина Шпатаковская и другие.

Имела ли Вселенная начало?

Или она существовала всегда? Будет ли она иметь конец? Эти вопросы всегда интересовали как физиков, так и «лириков».

Среди первых - здоровое разномыслие. Современная наука не исключает, что Вселенная могла иметь начало. И здесь так же как в богословии: каждое слово требует уточнений, в том числе и понятие Вселенной. Согласно определению академика Алексея Старобинского, опубликованному в Физической энциклопедии, Вселенная - это окружающая нас часть материального мира, доступная для наблюдения в прошлом, настоящем и будущем. Но - только часть.

Существует несколько взглядов на вопрос о том, что предшествовало её возникновению: одни говорят, что она могла возникнуть из ничего, другие считают, что правильнее говорить о рождении Вселенной «из чего угодно».

Ещё труднее, чем смоделировать возникновение Вселенной, - спрогнозировать её будущее. И здесь между выводами богословия и физики можно усмотреть нечто общее. «Нет научных оснований считать, что Вселенная будет расширяться бесконечно, - заверяет академик Алексей Старобинский. - Но и точно прогнозировать предел её расширения невозможно».

Как понимать первые строки книги Бытия?

- спрашивает член-корреспондент РАН д-р физ.-мат. наук Игорь Волович. «Библия тоже имеет свой категориальный аппарат, который нужно учитывать, - говорит профессор священник Георгий Кочетков. - Когда в Писании говорится, что Бог вначале сотворил небо и землю, под "небом и землёй" следует понимать некую целостность, всё, что Он сотворил. А воды, над которыми носился Божий Дух, - это хаос, система, уровень организованности которой равен нулю».

Писание - не метафора и не сказка, но нельзя не принимать в расчёт его особый мифопоэтический язык. Библию не понять ни с крайних позиций креационизма, ни исходя из ушедшей в прошлое марксистско-ленинской оппозиции материи и сознания. Духовная реальность не противостоит материальной, это не мир идей и не виртуальный мир, подчеркнул отец Георгий.

Не стоит возлагать на Писание задач, которых оно перед собой не ставит, считает профессор Григорий Гутнер: «Наука занимается одним, а в Библии речь идёт о другом. Как говорил Ломоносов, "не надо преподавать химию по Псалтири"».

Богословие и физика
Андрей Барвинский, д-р физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН; Григорий Гутнер, д-р филос. наук, зав. кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; Давид Гзгзян, канд. филол. наук, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ; Александр Копировский, канд. пед. наук, учёный секретарь СФИ; Игорь Волович, д-р физ.-мат. наук, член-корреспондент РАН и профессор священник Георгий Кочетков, магистр (кандидат) богословия, ректор СФИ
 

Кризис парадигмы

Многие современные физики говорят о существовании метавселенной, мультивселенной (multiverse), то есть Вселенной, неоднородной в очень больших масштабах и состоящей из многих областей (или миров) с очень разными физическими условиями и, возможно, с разными фундаментальными константами и даже физическими законами. Учёные признают, что Вселенная столь велика, что некоторая (вероятно, гораздо большая) её часть для наших наблюдений недоступна. Отвечая на вопрос Григория Гутнера о том, насколько фальсифицируема (то есть научна в строгом смысле слова) эта гипотеза, Алексей Старобинский пояснил, что само это представление - не столько гипотеза, сколько «математический вывод» из наблюдений уже изученной части Вселенной.

Григорий Гутнер высказал предположение, что (судя по большому количеству альтернативных гипотез и моделей) современная космология, возможно, переживает кризис, подобный тому, что пережила птолемеевская система накануне коперниковской революции.

Масштаб задачи

При мысли о Вселенной и её масштабах захватывает дух. «Что перед этим человек? Но Ты помнишь его» (Пс 8:5). Библейская традиция всегда ставила вопрос о месте человека в мире и поражалась данной ему свободе.

Размышляя о взгляде учёных на фигуру Творца, Алексей Старобинский говорит, что цель науки не в том, чтобы выяснять, есть ли Бог, и что «Бог благословил человека не учитывать Его в научных исследованиях».

«Какова ценность собственной деятельности, собственной личности в глазах человека, вовлечённого в познание тайн Вселенной?» - поставил вопрос зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян.

Как сферы человеческой мысли и творчества богословие и физика имеют много общего. Обе исходят из парадоксальных предпосылок: Вселенная и познаваема и непознаваема - считают физики, и то же самое говорит опыт богословия о Боге. При этом и Бог, и Вселенная, будучи «несоразмерными» человеку, ставят перед ним задачу познания, призывая «двигаться по линии асимптотического приближения к истине», как сказал ведущий научный сотрудник ФИАН Андрей Барвинский. 

Встречи планируется продолжить осенью.

Максим Зельников, Софья Андросенко

КИФА №8(162), июнь 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!