gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.02.2013 г.

До и после собора

О взаимосвязи Архиерейского собора и Межсоборного присутствия рассказывает архимандрит Савва (Тутунов), заместитель Управляющего делами Московской Патриархии

Архимандрит Савва (Тутунов)Работа только что закончившегося Архиерейского собора была связана с предшествовавшей ему работой Межсоборного присутствия. Насколько, на Ваш взгляд, оправдан этот институт сейчас и каковы тенденции его дальнейшего развития?

Архим. Савва: Институт Межсоборного присутствия вполне оправдан. Это можно видеть даже из того, что в 2011 году более половины документов Архиерейского собора, как мне помнится, были рождены этим институтом. И сегодня, по крайней мере, три документа и некоторые изменения в уставе тоже были рождены Межсоборным присутствием. Так что просто по плодам мы видим, что этот институт работает и результат есть. Что касается перспектив, то, думаю, к следующему собору мы увидим еще какие-то результаты.

Межсоборное присутствие уникально в первую очередь тем, что это не только постоянно действующий институт, но ещё и предполагающий активное включение мирян. По какому критерию миряне выбираются в Межсоборное присутствие?

Я неоднократно говорил о критериях, исходя из которых происходит избрание членов Межсоборного присутствия - не только мирян, но и клириков, и архиереев (не все архиереи входят в его состав и не все священнослужители).

Во-первых, важно, чтобы в него вошли люди, представляющие максимально различные точки зрения, чтобы были представлены все точки зрения, существующие в нашей церкви (а их много). Как сказано в Священном Писании, есть вопросы, по которым должно быть абсолютное единство, а есть вопросы, по которым могут быть (не должны быть, а могут быть) различные мнения. Нужно, чтобы все эти мнения были представлены.

Во-вторых, в Присутствие входят те люди, которые являются активными членами Церкви. Понятно, что в их число войдут председатели синодальных учреждений, известные духовники Москвы и других регионов, другие люди, которые действительно активно действуют в нашей церкви.

Каким образом организаторы этого проекта видят решение вопроса об уровне духовного образования, необходимом для более качественной работы?

Я думаю, что тема духовного образования не является темой именно Межсоборного присутствия, хотя оно и участвовало в обсуждении разрабатываемых по этим проблемам документов. Но всё-таки это в первую очередь тема Учебного комитета при Священном Синоде. В 2011 году собор принял ряд решений по этой теме, потом Священный Синод дополнил эти решения, приняв более конкретные документы. Эти документы, касающиеся духовного образования, частично реализованы, частично нет. Это нормально. В два года изменить систему духовного образования, которой уже много десятилетий, очень трудно. На это ещё требуется время.

Когда мы говорим о духовном образовании, то в первую очередь имеем в виду семинарии и академии. Но самое катастрофическое положение с богословским образованием - среди мирян...

А это уже вопрос не одного года, не двух лет и не пяти, это вопрос многих лет. Сейчас, в том числе по решениям Архиерейских соборов и Священного Синода вводится практика, когда перед крещением, перед венчанием, после крещения священники призываются к тому, чтобы вести беседы с мирянами, которые входят или вошли в Церковь.

Да, но это «начальное образование». А дальше?

Мы не можем обязать мирян садиться за школьную парту. Многие приходы - в том числе тот приход, настоятелем которого я являюсь, - предлагают некую форму образования, так называемую «воскресную школу для взрослых» (хотя она проходит у нас не по воскресеньям). Мы это предлагаем, но заставить людей учиться (так, как мы заставляем священников получать духовное образование) мы не можем.

Нужно сказать, что образование мирян зависит и от качества проповеди священников, которые, выходя на амвон проповедовать, призваны к тому, чтобы в том числе давать какие-то познания мирянам.

В целом же я думаю, что это вопрос не этого года, не нашего времени. Это вопрос, который стоял всегда - как сообщать всем членам Церкви основы христианской жизни.

Беседовали Андрей Васенёв, Александра Колымагина

КИФА №2(156), февраль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!