Жизнь Церкви в церквиВ издательском доме «Новости мира» вышла очередная книга из серии «Жизнь во благо»: «Духовное наследие священномученика архиепископа Иннокентия (Тихонова)». Это уже вторая книга петербургского автора Сергея Зегжды, изданная в Набережных Челнах. С предыдущим его трудом - «Александро-Невское братство» - мы знакомили читателей ранее. Во вступительном слове митрополит Волгоградский и Камышинский Герман вспоминает о том, как в 1950 году он служил алтарником у митрополита Гурия (Егорова), основавшего вместе со своим братом Львом и Иннокентием (Тихоновым) в 1918 году в Петрограде Александро-Невское братство. Почти все руководители и священнослужители братства погибли во время советских репрессий, но благодаря митрополиту Гурию и братчикам сохранился архив братства, который содержит не только письма и воспоминания его членов, но и некоторые их труды. В нынешнем издании опубликованы четыре работы архиепископа Иннокентия. Одна из них описывает, как в Александро-Невском братстве по благословению митрополита Вениамина был составлен особый чин моления о святых иконах, имевший целью обновить в памяти верующих благоговейное отношение к домашним иконам. Архиепископ Иннокентий рассказывает, что на богослужение приглашали всех прихожан митрополичьей Крестовой церкви Александро-Невского братства независимо от того, были они членами братства или нет, а также их родных и знакомых. В итоге произошло радостное и благодатное моление, с принесением из дома самых чтимых семейных икон: «Впечатление от совершенного моления и священнодействия было сильное и радостное. На глазах многих были слезы. Благодарили и с умилением уносили себе в дом свою икону, свою святыню, вновь облагодатствованную и принявшую поклонение от Церкви. И потом долго и с восхищением вспоминали пережитое». Это богослужение состоялось в феврале 1922 года, а через три месяца произошел первый разгром братства: все его руководители были арестованы и отправлены в ссылку, краткий период легального существования братства в советском государстве подходил к концу. Вторая работа - популярно-литургический очерк «Таинство Духа в Троицын день» - написана в 1930 году, во время ссылки. Рукопись вдохновенного текста об Утешителе и Подателе жизни уцелела благодаря усилиям братчиков, в книге можно увидеть изображение этих небольших листочков с почерком владыки Иннокентия. Также в книге есть статьи «Невеста Неневестная» о словах архангела Гавриила к Богоматери и «Умовение Великого четвертка как всеобдержное священнодействие» о том, как важно во время гонений утешать и вдохновлять паству, в том числе и через этот удивительный по своей силе чин богослужения. Целостное знакомство с наследием архиепископа Иннокентия показывает, что всё им написанное было связано с основной целью - помочь верующим не только не унывать от происходящего в стране, но наоборот, как можно глубже входить в церковную традицию, укрепляться в вере и помогать в этом другим. Больше же всего он просит своих братьев и сестер ценить братство. «Удаленный от непосредственного общения с благодатной братской семьей, - пишет он из ссылки, - я теперь еще глубже понимаю, какое значение она имеет. И скажу вам еще раз, хотя и говорил это тысячу раз: Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма жизни. Оно есть жизнь Церкви в церкви, Которая не есть какое-то внешнее учреждение, но напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе». Анастасия Наконечная КИФА №15(153), декабрь 2012 года |