Патриарха Кирилла россияне воспринимают в первую очередь как духовного лидера нации Патриарх Кирилл известен сегодня большинству россиян: 62 % опрошенных смогли без подсказки назвать имя предстоятеля Русской православной церкви, сообщили агентству «Интерфакс» социологи ВЦИОМ, представляя результаты своих исследований. По их данным, наиболее информированы, как правило, респонденты предпенсионного и пенсионного возрастов (71-72 %), а также люди с высоким уровнем образования (64 %), проживающие в Москве и Петербурге (75 %). Не знают имя патриарха свыше трети опрошенных (35 %), в основном молодежь (52 %), жители крупных городов (47 %), показал опрос, проводившийся в 138 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Патриарх для населения страны - в первую очередь моральный наставник нации (45 %), а уже потом руководитель одной из религиозных конфессий (37 %). Реже всего он воспринимается россиянами как государственный деятель, член высшего руководства страны (9 %). Духовного лидера в патриархе видят, прежде всего, женщины (48 %), респонденты, не имеющие высшего образования (44-46 %). Как руководителя одной из конфессий его воспринимают в основном мужчины (40 %), высокообразованные россияне (41 %) и жители обеих столиц (49 %). 20 ноября патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 66 лет. Он был избран на этот пост Поместным Собором 27 января 2009 года. Интерфакс-религия
«Последнее искушение Христа» На могиле Никоса Казандзакиса установлен простой крест из двух перекрещивающихся тонких жердей и начертана простая и исполненная суровой гордости надпись: «Я ничего не боюсь, ни на что не надеюсь, я - свободен». Почему сегодня стоит напомнить всем об этой надписи на последнем пристанище лауреата Международной премии мира, автора романа «Последнее искушение» Никоса Казандзакиса? Потому, что нашлись люди, которые воскресили популярность нашумевшей в России 15 лет назад экранизации этого романа. Работу режиссера Мартина Скорсезе с немного более эпатажным названием «Последнее искушение Христа» снова поставили под прицел критики. На этот раз со стороны деятелей известной политической партии1. В настоящее время есть и реакция кинематографической общественности2, есть и официальные заявления церковных спикеров, есть какието обсуждения в блогах, но нет, или почти нет, оценки самого ядра этого вопроса. Когда в 1988 году эта картина вышла на широкие экраны США, её сопровождала скандальная слава и жестокая критика. Примечательно, что многие из критиков картины признавались в том, что не видели её. Так, католик архиепископ ЛосАнджелеса Роджер Махоуни назвал фильм «морально оскорбительным», хотя сам его так и не посмотрел. Аналогичная ситуация сложилась в России в 1997 году, когда была объявлена российская премьера картины. И вот в начале ноября было объявлено, что Генеральная прокуратура России распорядилась провести проверку фильма «Последнее искушение Христа» на экстремизм. Размышления об этом событии читайте на с. 5 в слове ректора Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова. ---------------------- 1 Инициатором проверки фильма «Последнее искушение Христа» на наличие признаков экстремизма выступил депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов. 2 Так, известный режиссер Александр Сокуров заявил, что проверка фильма Скорсезе на экстремизм противоречит Конституции. 3 Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин по сообщению информационного агентства «Интерфакс-религия», не считает фильм экстремистским, хотя и напоминает, что в нем дана отличная от евангельской трактовка образа Христа.
Управделами Московской Патриархии раскритиковал священников за стремление к роскоши Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий на заседании епархиального совета Саранской епархии подверг жесткой критике роскошь среди священнослужителей. Он, в частности, сказал: «В последнее время, как вы знаете, в Интернете по разным поводам развернута информационная атака на духовенство, иерархов и самого Предстоятеля Русской Православной Церкви. ...В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как комуто может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и, естественно, обращает внимание на быт священника. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в тот же Интернет, и особенно блогосферу. Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще чтолибо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться. Также стоит мне подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми. Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, образом Которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них Свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих. По слову св. праведного Иоанна Кронштадтского: "все дела и поступки пастыря должны быть чисты, светлы, назидательны, так, чтобы смотря на них, пасомые сами зажигались бы Божественною ревностью, стремясь к нелицемерному Богоугождению"». «Православие и мир»
Школьные учителя хотят разбираться и в истории церкви, и в иконописи С 29 октября по 7 ноября декан факультета религиоведения СФИ, канд. филос. наук, магистр богословия М.В. Шилкина прочитала авторский курс «История церковно-государственных отношений в России» в рамках переподготовки учителей на кафедре философии образования Московского института открытого образования (МИОО). Помимо доминирующей в истории России традиции симфонии церкви и государства, внимание в курсе уделено и историческим прецедентам жизни церкви вне зависимости от государства и опыту противостояния ее обмирщению. Треть курса посвящена XX веку - самому непростому периоду в истории церковно-государственных отношений. Он ознаменован, с одной стороны, открытыми гонениями советского государства, поставившего церковь на грань физического уничтожения, а с другой стороны, беспрецедентным опытом противостояния злу, явленным святыми новомучениками и исповедниками. Именно в XX веке церковно-государственные отношения впервые получают богословское и религиознофилософское осмысление и в трудах представителей русского зарубежья, и в Основах социальной концепции РПЦ. - Приятно было видеть среди слушателей религиоведческого курса учителей литературы, истории, математики и других предметов средних и младших школ, а не только, скажем, курса Основ религиозной культуры и светской этики. Это означает, что учителя всерьез настроены на всестороннее повышение своей квалификации и хотят лучше разбираться в непростых вопросах церковной истории, - отметила М.В. Шилкина. Свой авторский курс «Мировая художественная культура и христианство» в рамках программы переподготовки учителей в МИОО прочитал и профессор СФИ, канд. пед. наук А.М. Копировский. Первая лекция - экскурсия в Центральном музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева. - Общая задача этого небольшого спецкурса - не научить учителей, что говорить на уроке, но прежде всего дать им возможность самим глубоко пережить встречу с подлинниками. Иначе их слово никого не затронет. Цель только одна - разбудить восприятие человека, чтобы он не пересказывал чужие мнения, иногда даже очень хорошие, но сам научился видеть, и чтобы этот опыт вошел в его жизнь, - прокомментировал А.М. Копировский. После этой экскурсии две лекции прошли в аудитории, а завершился курс в конце ноября экскурсией в Государственную Третьяковскую галерею. В планах программы переподготовки - еще один курс, знакомящий слушателей с основами ислама. Его прочитает ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, канд. ист. наук А.В. Журавский. Информационная служба СФИ
В Кишиневе прошла международная конференция, посвященная памяти преподобного Паисия Величковского 8 ноября Православная церковь совершала память преподобного старца Паисия Величковского (21 декабря 1722 - 15 (28) ноября 1794), архимандрита Нямецкой обители, переводчика святоотеческих трудов, возродившего монашеские традиции исихазма и умной молитвы. В этом году исполняется 290 лет со дня рождения старца, прославленного в лике святых в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви, а значит, мы вступаем в десятилетие подготовки празднования 300-летия со дня его рождения. Отвечая на вопрос, что необходимо сделать в рамках этого юбилея, митрополит Кишиневский Владимир напомнил, что святой старец объединяет не только два берега реки Прут - Молдову и Румынию, но и Украину, где он родился, и Афон, где он подвизался, а также Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях. «Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его, восстановить православные святыни, связанные с его именем. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому», - сказал митрополит. Послушаясь этому слову владыки, Свято-Паисиевское малое православное братство провело в Кишиневе 24 ноября международную конференцию на тему «Преподобный Паисий Величковский и его община как пророческое явление в церкви и обществе». Приглашенные в качестве докладчиков монах Герман (Мудренко), насельник НовоНямецкого Свято-Вознесенского монастыря, и протоиерей Сергий Акируш, настоятель кицканского храма во имя прп. Паисия Величковского, принадлежащего подворью этого монастыря, привезли на конференцию святыню из своей обители - сохранившийся с тех времен посох преподобного старца. Кроме того, было представлено прижизненное издание «Добротолюбия» 1793 года, переведенного на славянский язык самим прп. Паисием. Как отметила в своем приветственном слове представитель Свято-Паисиевского братства Юлия Патракова, осмысление духовного наследия преподобного особенно важно в наши дни, когда люди измучены разобщенностью, всякого рода разделениями, неумением понимать и слышать друг друга не только в обществе, но и в церкви. Жизнь прп. Паисия и многонациональной, многочисленной общины его учеников являет пример того, как необходимо объединять усилия всех здоровых сил церкви и общества, преодолевая при этом опасные противопоставления на «своих» и «чужих». Плодами духовной жизни преподобного стало возрождение монашества. Об этом рассказал в своем докладе монах Герман (Мудренко). По словам докладчика, опыт старца Паисия и его учеников содействовал исправлению разрушительных последствий секуляризации 1764 года в монастырской и общецерковной жизни. Елена-Алина Патракова Братство во имя прп. Паисия Величковского, Кишинев Более подробно о конференции можно прочитать на сайте Преображенского братства http://psmb.ru
В точке бифуркации В выставочном зале Пермского государственного краеведческого музея (ПГКМ) по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия прошла выставка «Неперемолотые: опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», организованная Культурно-просветительским фондом (КПФ) «Преображение», Пермским и Екатеринбургским отделениями общества «Мемориал», Государственным комитетом по делам архивов Челябинской области и ПГКМ при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. 9 ноября в рамках выставки состоялся круглый стол на тему «Утраченные в ХХ веке церковные и культурные традиции: пути их восстановления». Историки, краеведы, деятели культуры - всего собравшихся в помещении музея было девятнадцать человек - поделились своими размышлениями о возможных путях актуализации в жизни современных людей опыта «неперемолотых» советской системой репрессий новомучеников и исповедников Российских. Открывая круглый стол, представитель КПФ «Преображение», преподаватель Свято-Филаретовского православнохристианского института, кандидат физико-математических наук Максим Зельников отметил, что сегодня опыт новомучеников и исповедников собирается и хранится благодаря усилиям церкви, историков, общества «Мемориал», энтузиастов-краеведов, некоторых деятелей культуры и искусства. Однако, по мнению выступавшего, остается печальный разрыв жизни прежних поколений людей с жизнью наших современников. В связи с этим в центр обсуждения были поставлены следующие вопросы: ради чего жили и за что готовы были отдать свою жизнь исповедники веры? Кто сегодня мог бы принять их эстафету? Какова могла бы быть роль церкви и интеллигенции в практическом усвоении традиции этих героев нашего народа? Вячеслав Раков, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков ПГУ, канд. ист. наук, в своем слове дал яркую характеристику итогов нашей истории. Он обратил внимание участников на то, что есть две истории ХХ века - внешняя, социальная история, и история духа. Наша духовная история ХХ века завершается в 1930-е гг., когда церковь на внешнем уровне закончила свое существование, и народ с этим согласился. Эта вина лежит и на нас всех, но большинство из нас об этом не подозревают. У нас был мощный человеческий потенциал, который был бездарно растрачен. Мы пережили антропологическую, духовную катастрофу. Мы перестали рефлексировать, мы перестали спускаться в себя. Большинство неспособно ничего осознать. Мы проиграли, проспали ХХ век, и поэтому по его мнению, мы - спящая нация. Наша скрытая история - это terra incognita. Мы не принесли покаяния, но пока этого не произойдёт, мы не изменимся. Мы возродимся в том случае, если обновимся духовно, если принесем покаяние, если наконецто увидим, что было в этой «катакомбной» - духовной истории ХХ столетия. Как отметил Вячеслав Раков, «все решается сейчас, мы в точке бифуркации, как говорят физики». «Я чувствую, что духовное общение не прервалось, - сказал он. - Традиция новомучеников - это та тонкая нить, которая протянута через весь ХХ век, и в этом смысле церковь не была уничтожена. Не надо смотреть на большинство. Самое главное - та закваска, которая квасит все тесто, самое главное происходит внутри, и в этом плане я оптимист». Информационная служба Преображенского братства КИФА №15(153), декабрь 2012 года |