Должен ли врач быть альтруистом Интервью с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой Владыка, в этом году Вы возобновили курс биоэтики в Государственном медицинском университете. Каковы, на Ваш взгляд, самые острые проблемы в этой сфере? В этом году я читаю лекции на всех курсах, но не на всех факультетах. Курс состоит из десяти тем. Мы рассматриваем вопросы, связанные не только с биоэтикой, но и с деонтологией. Ведь сейчас в медицинском университете вообще нет такого предмета, как деонтология. А знать об общении друг с другом, об общении с пациентом очень важно для будущего врача, тем более когда соблазны мира сего постоянно его отвлекают. На последней лекции, когда я рассказывал о свт. Луке (Войно-Ясенецком), о его самоотверженном труде, один из студентов встал и сказал: «Владыка, скажите, исходя из Ваших слов получается, что врач должен быть альтруистом?» Общество потребления, увы, приносит свои плоды, которые проявляются во всём. Одна из самых страшных проблем сегодняшней медицины - это её коммерциализация. Я бываю иногда на Коллегии управления здравоохранения, и мне очень больно слышать: медицинских услуг было оказано на такую-то сумму. И уже предлагают переименовать Министерство здравоохранения в Министерство по оказанию медицинских услуг. Это будет более соответствовать духу времени, но не будет соответствовать духу профессии. На первой лекции мы разбираем клятву Гиппократа и говорим о том, что врач должен исполнять те заповеди этой профессии, которые заложены ещё начиная с античных времён. Поэтому проблем, которых мы касаемся на наших встречах со студентами, очень много. Естественно, это и традиционные проблемы - аборты, отношение к эвтаназии, трансплантации, использованию новых технологий. Этому мы уделяем внимание. А какие темы вызывают больше всего вопросов? Больше всего споров вызывают, прежде всего, проблемы, связанные с абортами. Всё остальное студентам более или менее понятно. Среди студентов есть и верующие, и неверующие? Этот курс является обязательным для всех студентов. И лекции, и практические занятия по биоэтике включены в программу университета. Так что на них ходят не только православные. В своих лекциях я стараюсь разносторонне подходить к затронутым темам, обязательно касаюсь точки зрения других христианских конфессий, а также отношения ислама, иудаизма и даже буддизма к этим вопросам. Есть и иностранные студенты на лекциях. В прошлом году один студент написал заявление о том, что я якобы ущемляю его религиозные чувства, потому что прихожу на лекции в рясе и с панагией. Ему объяснили, что я преподаватель, и как медики ходят в белом халате, так я хожу в рясе: это моя форма одежды. Вы рассказываете на лекциях о свт. Луке и о его подвиге. Наверное, Вы рассказываете и о репрессиях, которым он подвергался? В программе первого курса по истории медицины нас попросили прочитать отдельную лекцию, посвящённую свт. Луке. Естественно, я рассказываю и о репрессиях. Первая часть лекции посвящена автобиографии свт. Луки, вторая часть - трудам, которые он оставил. В «Очерках о гнойной хирургии» я касаюсь только основных положений, о «Науке и религии» говорю тоже вскользь, а основная часть лекции, наверное, процентов сорок, посвящена труду «Дух, душа, тело». В вашей епархии скоро предстоит канонизация новомучеников и исповедников. Какое это значение имеет для её жизни? Я в последнее время не раз задумывался: что же это такое - канонизация, почитание святых? Господь так сподобил, что это будет уже пятая канонизация на моей памяти. Две было в Глинской пустыни, потом в Путивле, в Софрониевской пустыни. Мы в основном канонизировали преподобных отцов, лишь один из четверых был мучеником - князь Иоанн Путивльский, XII век. Но всё это было не столько канонизацией, сколько возобновлением памяти. А сегодняшняя канонизация, которая будет проходить у нас в Запорожье, показывает, что в памяти о новомучениках и исповедниках осуществляется полнота нашей церкви. Это связь прошлого, настоящего и будущего. Ведь не зря Тертуллиан говорил, что кровь мучеников сеет веру христианскую. Ведь это ещё и утверждение в вере, призывающее наш народ задуматься о том, как мы часто пренебрежительно относимся к церкви. Считаем, будто так и надо: сходил в церковь, побыл на службе... Я вчера читал лекцию о свт. Луке. Стоит просто задуматься: человек, который был трижды загнан за Полярный круг, над которым издевались, как хотели, устроили тринадцать дней конвейера, когда нет ни сна, ни еды, ничего - и он объявляет ещё и голодовку на 18 суток и держит эту голодовку! Что им двигало? Наверное, им двигала вера и любовь. А мы ропщем: вот, у нас проблема, экономический кризис - всё, конец света. А ведь это настолько мелочные проблемы, не стоящие даже нашего внимания. Новомученики ещё и ещё раз нам показывают, как нужно любить свою Родину и, самое главное, как нужно любить Бога. Я этому поражаюсь, и вчера на лекции даже отвлёкся и сказал: «А давайте порассуждаем, задумаемся: что должен сделать человек, которого так гнобили, уничтожали?» Он пишет письмо Сталину и Калинину: прошу вернуть меня на фронт, прошу разрешить мне работать врачом на фронте, а затем я готов вернуться в тюрьму. Это как надо любить свою Родину, свой народ! Или наши новомученики - да, у нас скудные сведения о них, но мы чётко и твёрдо знаем, что они проповедовали, и в том числе говорили о том, что советская власть поступает неправильно. Они не выступали явно, не говорили «Долой советскую власть», но несли слово истины людям. Крестили, ходили по домам, совершали таинства, чтобы не лишить людей благодати Божьей. Этому поражаешься! У меня не хватает слов, чтобы высказать это настолько красиво, насколько необходимо, потому что это трепет, трепет и ещё раз трепет - задуматься над их жизнью. Беседовала Дарья Макеева КИФА №13(151), октябрь 2012 года |