gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.10.2012 г.

В поисках свободы

Интервью с митрополитом Иоанном (Зизиуласом)

Иоанн (Зизиулас)Ваше Высокопреосвященство, Вы один из самых известных православных богословов в мире, и Вы, конечно, размышляете о современных богословских проблемах, в частности, о тех вызовах времени, на которые Церкви сегодня приходится искать ответ. Каков, по Вашему мнению, самый серьёзный вызов, который осознает сегодня Церковь и на который она должна дать ответ?

Это очень непростой вопрос, поскольку таких вызовов множество. Не так легко сказать, какой из них самый важный, но можно было бы назвать, например, вызов вере. Другими словами, современное общество слишком полагается на потенциальные и реальные возможности человека. Мы, люди, как бы взяли судьбу в свои руки, и вызов теперь состоит в том, чтобы понять, как сделать так, чтобы Бог современному человеку снова стал нужен. Ведь этот человек убежден, что тот прогресс, которого он достиг как в науке, так и в других областях жизни, включая даже и этику, дает людям возможность обустроить свое общество, да и всю свою жизнь таким образом, что Бог оказывается совсем не нужен. Так что Церкви нужно снова сделать Бога необходимым для человека. Но как? Прежде всего, указав на ошибки человека и на те тупики, в которые он сам себя завёл. Во-вторых, сосредоточив внимание на тех аспектах человеческой личности, которые никакой научный прогресс и даже развитие этических воззрений удовлетворить не может. К таким аспектам относится, например, проблема свободы человека, на которой сегодня необходимо делать особый акцент, поскольку в современном обществе любой прогресс и даже само выживание человека требует принесения свободы в жертву. Поэтому нам нужно снова сделать актуальным то, о чем говорил, например, Достоевский: что человек, независимо от уровня прогресса, всегда жаждет большей свободы. Поэтому я думаю, что нам нужно изъяснять нашу веру и даже догматы таким образом, чтобы было ясно, что без Бога и без веры в Бога человек оказывается в рабстве у самого себя и не может чувствовать себя вполне удовлетворенным. Думаю, что это тот экзистенциальный вызов, который общество сегодня бросает Церкви. Конечно, есть и другие, более частные проблемы, например, проблема традиции, которая в современном обществе воспринимается исключительно как препятствие на пути прогресса. А Церковь должна сохранять свою традицию, особенно церковь православная.  Мы своей традицией поступиться никак не можем. Но и здесь нужно так преподнести, истолковать людям нашу традицию, чтобы она не выглядела как препятствие на пути прогресса. Вот эти два момента я могу отметить сразу.

А как Церкви отвечать на второй вызов, связанный с традицией?

Нужно истолковывать традицию Церкви с экзистенциальных позиций, а не просто слепо ее придерживаться; нужно анализировать, какие элементы традиции не являются абсолютно необходимыми, центральными, духовно важными, и потому ими можно пожертвовать, а какие элементы обязательно нужно сохранить. Это то различение, которое церкви необходимо проводить в наши дни, потому что сейчас в православной церкви есть смешение, путаница в вопросе о том, что в традиции является основополагающим, а что нет. Например, важно ли носить длинную бороду? Это абсолютно необходимо или нет? Для некоторых это крайне важно, для других нет. Я привёл только один пример, но таких примеров очень много, и нам важно эту ситуацию прояснить.

Вам известны реальные примеры таких ответов на вызовы времени, будь то  в книгах или, скажем,  в жизни какого-нибудь прихода? Есть ли подобные примеры, встречались ли Вы с ними?

Я думаю, мы еще не пытались отвечать на эти вызовы. Не могу вспомнить ни одного примера. Я надеюсь, я всегда надеялся, что Всеправославный Собор займется этими вопросами и прояснит ситуацию. Не знаю, произойдет ли это, но это единственный выход, который я сейчас вижу. Других примеров того, чтобы кто-то решал подобного рода проблемы, сейчас просто нет.

Ну что ж, будем надеяться, что со временем такие примеры появятся.

Да, будем надеяться.

Каковы, по Вашему мнению, основные направления современной богословской мысли в православии?

К сожалению, православное богословие пока не нашло своего собственного пути в современном мире и мы пока еще находимся под влиянием западного богословия. Мы тоже разделились на консерваторов и либералов, потому что это разделение произошло в западном богословии. И мы не обрели своего собственного, православного пути. Это то, что пытаются сделать некоторые из нас, включая и меня: найти не протестантский, не католический, но именно православный путь. Но это невероятно сложно. Православные богословы не выступают единым фронтом, и это плохо.

В Вашей книге «Бытие как общение», которую наше издательство опубликовало на русском языке, Вы говорите об общении как о неотъемлемом элементе мироустройства. Есть ли в церкви примеры такого общения? Я сейчас говорю не о причащении (приобщении) на литургии, но об осуществлении того, о чем Вы пишете в своей книге. Есть ли примеры этого в церкви?

Это очень хороший вопрос, потому что я считаю, что в церкви это представляет определенную проблему. Общение - это противоположность индивидуализма, но боюсь, что сегодня индивидуализм проник и в церковь. Результатом этого является, например, наш акцент на индивидуальном благочестии, что противоречит общению. В нашем понимании религия - это личное дело человека, а не дело общины или общества. Мы уже практически потеряли представление об общине в церкви. И та же проблема у нас с приходом: приход в церкви не работает, как и епархия. Поэтому в церкви так остро стоит проблема общения. Разумеется, в нашем богословии общение играет основополагающую роль, но в реальной жизни это не так, и поэтому нам так важно задуматься о своей жизни в церкви, исправить ее, исцелить, чтобы в ней было больше подлинного общения.

6 сентября 2012 г., Бозе

Беседовала Анна Алиева

Перевод Игоря Феденко

Фото Кирилла Мозгова

КИФА №12(150), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!