Принцип апостола Павла Интервью с руководителем Миссионерского отдела Петрозаводской и Карельской епархии священником Станиславом Распутиным Отец Станислав, как Вы пришли к вере? Что было здесь ключевым и что определило Ваш дальнейший путь? - Я был самым обыкновенным подростком, у меня в семье не было верующих. Бабушка и дедушка тоже были неверующими. Крестили меня в 5 лет. Это было связано с несколько мистическим случаем. Был 1989 год. Мы возвращались с юга, шли по Санкт-Петербургу, мама вела меня за руку. Навстречу шел человек «в облачении», как говорит мама. Он прошел мимо, потом вернулся и сказал: «Вот этого мальчика надо обязательно крестить». И пошел дальше. После этого меня крестили, но до пятнадцати лет в церкви я не был ни разу. Я был убежденным материалистом, но при этом увлекался всякой паранормальной тематикой - не оккультизмом в чистом виде, но близкими к нему вещами, был в одной субкультуре, которая называется «гранж». И вот один мой товарищ, такой же как я, вдруг стал верующим. Это было после летних каникул 8-го класса. Я об этом узнал так: он перестал материться. Мат у него раньше был через каждое слово, а тут вдруг - перестал ругаться. Я спросил: «Андрюха, ты чего?» Он ответил: «Я стал ходить в церковь, в Бога поверил». На это я сказал: «Ты, наверное, "поехал"». Дальше я его пошел «спасать», «выручать из секты». Это была протестантская община. Там я познакомился с верующими людьми и сначала думал, что все они деградированные фанатики. Но эти люди были открытыми и честными. Мы стали общаться, и все мне говорили: «Ты обратись к Богу, если Он есть - Он тебе ответит, если Его нет, то ты ничего не потеряешь». В один прекрасный день, это было 22 июня 1999 года, во вторник, я обратился к Богу, в которого не верил: «Бог, если Ты есть, то приди в мою жизнь». Как Вы думаете, что после этого произошло? Ничего не произошло. Внешне ничего не случилось. Но внутренне моя жизнь действительно поменялась. У меня появилось желание начать читать Священное Писание. Я начинал его читать, включая свою любимую группу на полную громкость. Потом стал ходить на изучение Библии. И буквально через месяц каким-то мистическим образом я уже не мог представить, что Бога может не быть. Это было то, что называется личной Встречей - на некоем иррациональном уровне. Примерно через три месяца моего нахождения в протестантской общине Бог мне сказал: «Ты должен перейти в Православную церковь». Я сказал: нет, не нужно мне туда идти, здесь все хорошо, здесь мои друзья, а там все плохо, там «идолопоклонники». Восемь месяцев я боролся и упрямился. Не хотел идти, но потом перешел и сказал Богу: «Если Ты хочешь, чтобы я перешел в православную церковь, то Сам меня учи» - и вот теперь я здесь сижу перед Вами, уже будучи священником. Вы сейчас возглавляете миссионерский отдел епархии и уже 12 лет занимаетесь миссией. Исходя из Вашего личного опыта, что Вы считаете самым главным в миссии? - Самое главное в миссии, на мой взгляд, - показать человеку достойную альтернативу его современному поведению. Подчас люди, особенно молодые, ведут себя греховно и даже не видят выбора. Они искренне считают, что только так правильно. Каково же их удивление, когда они с ужасом осознают, что, например, половые отношения до брака - это неправильно. Им никто даже не говорил об этом. Родители часто советуют «попробовать как можно больше, чтобы научиться». Поэтому минимальный уровень миссии - дать человеку альтернативу, чтобы он мог выбирать. И когда у него уже будет из чего выбирать, нужно показать, каково христианство, православие есть на самом деле. Большинство людей в нашей стране, как вы знаете, считают себя православными верующими, но при этом не являются христианами. Крест они носят, но Христа не знают. Тут я могу только личным примером что-то показать, отвечая на вопросы и общаясь с этими людьми. И наконец, когда человек уже имеет представление о том, что такое православие, я предоставляю ему возможность познакомиться со Христом. Здесь миссия заканчивается и начинается катехизация. Для меня принцип самой миссии - это универсальный принцип апостола Павла: ты должен говорить на таком языке, чтобы тебя любая аудитория могла понять. И здесь важно для начала просто установить человеческие отношения. Я многократно видел, как достаточно хорошие лекторы приходят, начинают учить людей, но при этом не заботятся о том, чтобы их слушали. А для меня в первую очередь важно наладить мостик к человеку, чтобы он захотел тебя слушать. Потом уже можно говорить. Когда я куда-то прихожу, я не ставлю себе цель «говорить исключительно о религии». Я говорю: ребята, у нас нет запретных тем, можно говорить о чем угодно, на любую тему. Мы о значении мата можем говорить, например. Но, странным образом, разговор всегда приходит к одному - к Богу. Мы знаем, что матушка Вам помогает в деле миссии, проводит встречи и т.д. То есть у матушки тоже есть церковная ответственность. Как ей удается сочетать служение, семейную жизнь и другие заботы? - У матушки сейчас много времени занимает воспитание малыша и ей очень многого хочется, но не очень много «можется». Тяжело всё совмещать. Хотя, на мой взгляд, все получается решать. Мне нравится опыт других епархий, когда миссионерский священник выделен из череды богослужений. Потому что у него настолько специфические задачи, что с точки зрения обыденности они кажутся странными. Например, нужно с группой молодежи поехать на выходные дни на турбазу в рамках миссионерского курса и там общаться. Кажется странным - как это так, священник в воскресенье должен быть в храме, а не менять службу на «тусовку». Бывает, конечно, непонимание, приходится изыскивать методы и меры. Но в целом, слава Богу за все! В общем, тяжело сочетать, очень много есть идей, которые можно реализовать, имея ресурс времени и штатных помощников. Пока не все, что хотелось бы, получается, но я думаю, что получится. Наверное, служение дает силы и Вам, и матушке на всю остальную жизнь? - Да, слава Богу. Я вообще счастливый человек. Господь во всем благословляет. Миссионером человек не может стать только благодаря специальному образованию. Откуда, по Вашему мнению, берутся миссионеры? Что нужно для того, чтобы они были настоящими? - На мой взгляд, миссионер появляется, если в человеке зажигается огонь веры. Ведь есть дар веры, а есть плод веры. Часто мы дискутируем, чем одно отличается от другого. Дар - это когда Господь приводит человека, дает ему некий «уголек», который он может разжечь в себе или затушить. Когда человек не тушит, а зажигает в себе огонь, он может им обогреть и осветить других людей. Когда человек становится настоящим верующим, ему совершенно естественно хочется делиться верой с другими людьми. Я часто говорю в храме прихожанам: «Вы знаете про апостольское служение каждого человека? Мы миссионеры и христиане не только тогда, когда мы находимся в храме. Едете ли вы в поезде, общаетесь с проводником, стоите в магазине в очереди, приходите к чиновнику, служите в армии, воспитываете детей - везде вы можете быть для людей свидетельством». Могу привести пример из собственной жизни. Когда я учился в университете, мои сокурсники знали, что я верующий человек. Не потому, что я специально навязывал что-то, но возникали некоторые темы, и я не боялся на них открыто спорить и быть осмеянным. Не то чтобы со мной всегда считались, но когда начинали материться и я был в помещении, говорили: «Ой, извини». Вроде бы мелочь, но люди знали и уважали мои взгляды. И теперь очень многие звонят, спрашивают, советуются. Это тоже миссия. Когда человек живет как христианин там, где он есть, - это уже огромное свидетельство. Нужно учиться говорить? - Да, это важно. Нужно учиться говорить и нужно учиться слушать. У меня проблема со слушанием. Я много могу говорить и люблю говорить, но мне очень тяжело слушать. Когда я стал священником, мне стало легче. Господь дает благодать. Когда исповедую, я иногда заставляю себя: «Молчи, молчи, не говори ничего!» (смеется) Сейчас, слава Богу, уже намного легче. Когда человек уже горит, нужно дать ему определенный вектор и рамки - направить его. Тут наши миссионерские школы и курсы будут полезны. И ещё мы стараемся, чтобы наши ребята-волонтеры общались с людьми на улице. Вы проводите миссионерские акции на улице? - Да, последняя акция была на Крещение. На Крещение весь «цвет язычества» приходит в храм, при этом постоянно бранно ругаясь, что «попы плохо организовали раздачу воды». Последний раз мы сделали листовки о святой воде и в длинной очереди наши ребята их раздавали. 2500 листовок улетели в считанные часы. В листовках было написано, что такое святая вода, как ее использовать, о мифах, связанных со святой водой и т.д. До этого мы проводили соцопрос о празднике Рождества. Мы опросили более 600 человек. Были опрошены люди на улице, в высших и средних учебных заведениях. Заданы были вопросы: празднуете ли вы праздник Рождества Христова? Соблюдаете ли вы в каком-либо виде Рождественский пост? Верите ли вы, что Христос был реальной исторической личностью? И оказалось, что празднуют Рождество 75%, из них около 20% не верят, что Христос вообще существовал как историческая личность. Были и мусульмане, которые не верят, что Христос существовал. Наверное, просто Коран не читали. А на курсах, которые мы организовываем, наши ребята сами готовят темы. Наши курсы называются «Ступени» и «Азбука веры». Каковы, на Ваш взгляд, самые перспективные направления, где нужно «копать»? - Я могу сказать, что любое направление перспективно, если им заниматься. У меня есть пока нереализованная идея - миссионерский патронаж. У нас много поселков и деревень, в которых нет храмов и, скорее всего, никогда не будет, потому что бывает просто неудобно строить храм в поселке рядом с большим городом, а люди верующие там есть. Есть у нас, например, поселок в пятнадцати километрах от города, но люди крайне редко приезжают в храм. А там есть люди верующие, причем 10-20 человек наберется. Они там прозябают. И я хотел бы предложить нашим ребятам - мирянам, волонтерам брать на себя какой-то населенный пункт и раз в неделю туда ездить и там с людьми заниматься, изучать Библию, пить чай. Допустим, первый раз мы едем все вместе. Обязательно, чтобы был священник, вместе послужили молебен, познакомились. Нужно показать, что все хорошо. А потом можно найти одного волонтера с машиной и предложить ему с кем-то в паре раз в неделю ездить в какой-то населенный пункт. Это будет миссионерский день (или вечер). И в городе мы в этот день не будем планировать мероприятия, чтобы каждый из нас мог бы съездить. У нас 20 человек, мы 10 населенных пунктов можем охватить. Там начнется общинная жизнь. Да, она будет ориентирована на Петрозаводск, но она там будет. Если надо, будут вызывать меня или другого священника. Как апостолы по двое ходили? - Да. Причем это просто удобно. С одной стороны, человеку не тяжело - два часа своего времени он может выделить, с другой стороны - это очень эффективно. И это малобюджетно, что в наших реалиях немаловажно. А как верующих людей находить в поселке? - О, это очень просто! Пишешь объявление и вешаешь его на магазин (он обычно единственный): «Дорогие жители поселка! Такого-то числа в Доме культуры будет проводиться интересная встреча со священником». Задаем интригу. На эту интригу люди всегда приходят в полном составе, потому что обычно делать нечего, а тут предполагается что-то интересное. На этом собрании ты с ними общаешься и объявляешь: «Отныне в вашем поселке каждый вторник с 18 до 20 вечера по такому-то адресу будут проводиться встречи. Все, кто хочет - приходите». Всё. Будут ходить. Это можно начать с сентября - октября, когда народ съедется. Возможно много подобных направлений, и если что-то делать, они будут работать. После того, как прошел миссионерский этап, человеку важно утвердиться в вере. Первый шаг - это миссия, разбудить человека, снять стереотипы, мифы о христианстве, потом оглашение, потом жизнь в церкви. Что, на Ваш взгляд, самое важное для того, чтобы человек удержался в церкви? - Это община. Не просто посещение богослужения, а именно вхождение в церковь - как в семью, а не как в приход. Часто приходят молодые люди и говорят: «Мы стали верующими, с друзьями нам уже неинтересно, а нового ничего нет». Чтобы не было такого провала, надо, чтобы человек входил в какое-то сообщество - в семью верующих людей, христиан, где бы он мог уже расти. Это самое главное. У многих есть проблема с образом Церкви. Для некоторых людей он немного абстрактный. Насколько я понял, для Вас важно, чтобы у человека была «точка прикрепления» к Церкви и была ответственность. - Да, человек должен ощущать себя ответственным за то, куда он ходит. Тогда все проблемы будут в другом свете. Когда меня спрашивают, беспокоит ли меня та или иная проблема в церкви, я отвечаю: «Да, беспокоит. Но я никак не меньше Церковь люблю, а наоборот, еще больше хочу делать, чтобы этих проблем не было». Обычно я такой пример привожу: если у вас дома скандал, посуда не мыта, а у соседа день рождения, вы к соседям не бежите, хотя у них сейчас лучше. Надо, чтобы у вас дома было чисто и не скандально, а если у соседей хорошо - и слава Богу, мы за них порадуемся. Болезни в церкви есть. Надо уметь их признавать. Например, есть у тебя язвочка. Можно залепить ее пластырем и делать вид, что ничего нет. Но она вскроется когда-нибудь и будет хуже. Надо ее вскрыть и почистить, тогда проблема решится. На чей духовный опыт Вы опираетесь? - Мне очень нравится митрополит Сурожский Антоний и св. Максим Исповедник, а ещё мне нравится Клайв Льюис. Я его всем рекомендую. И каждому, кто приходит на подготовку ко крещению, я обязательно записываю диск с его аудиокнигами. Беседовал Алексей Наумов КИФА №10(148), август 2012 года |