Светлая седмица На вопросы «Кифы» отвечают катехизаторы групп, воцерковившихся в Неделю жен-мироносиц Как Вы знаете, вскоре Свято-Филаретовский институт и ОРОиК Кемеровской епархии проводят конференцию по подготовке катехизаторов. В связи с этим здесь, на Светлой седмице, возникает вопрос: что прежде всего необходимо знать катехизатору для того, чтобы помочь оглашаемым полноценно пройти светлую седмицу, начать вхождение в мистериальный, мистический и аскетический опыт церкви? Что здесь лично для Вас было важно в Вашей собственной подготовке к этому служению? Сергей Нестерович (Гомель): Важнее не что, а с кем катехизатор совершает путешествие к Богу в Его Церкви. Ведь катехизатор-одиночка - это нонсенс, как и христианин-одиночка - не христианин. И тогда изнутри общей жизни становится ясно, что необходимо знать, как помочь другим... Думаю, что началом подготовки является вхождение в церковь-общину (экклесию). А затем начинается все самое интересное. Олег Ермолаев (Тверь): Для нас был очень важен опыт помощи братства на оглашении. Важно, чтобы оглашаемые чувствовали церковную среду вокруг себя и могли видеть с самого начала определенное качество храмовой молитвы и самого общения между верующими. Чтобы они видели не потребительское отношение к церкви, а заботу о ней, некую жертвенность со стороны этих людей и сами учились этой жертвенности, послушанию, общению. Что касается моей подготовки к Светлой седмице, то, поскольку я катехизатор молодой, я читал таинствоводственные беседы о. Георгия Кочеткова, смотрел свои записи с первой Светлой седмицы. Спрашивал других катехизаторов, как прошли предыдущие Светлые седмицы, какие есть особенности, связанные с тем, что оглашаемые меняются каждый год и на оглашении появляются какие-то новые нюансы. Владимир Иванов (Екатеринбург): Прежде всего, катехизатор должен обладать личным опытом Светлой cедмицы, и опытом глубоким, обладающим определенным качеством. Я думаю, что кроме этого он должен хотя бы один раз быть на Светлой седмице в качестве помощника, чтобы еще раз пережить ее - более продуманно, более ответственно и уже понимая, что это может быть подготовкой к служению. На мой взгляд, это центральные вещи. Владимир Иванов: Конечно, катехизатор должен обладать определенным уровнем образования. Ведь чтобы раскрыть те темы, которые подразумеваются на Светлой седмице, - догматические темы, темы о литургических таинствах - катехизатор должен обладать свободным знанием предмета. И не просто знанием: нужно уметь связать знание предмета с непосредственной молитвенной жизнью, уметь показать, как это «работает» в жизни, иначе это будет чистая схоластика, совершенно неинтересная. Важно сделать ясным для нововоцерковленных, почему догмат принципиально должен быть таким, а не каким иным, почему люди за это отдавали жизнь в свое время. Почему и для нас это так жизненно важно. Наверное, это неправильно назвать знаниями или навыками, это скорее опыт, и для катехизатора это должен быть его личный опыт. Если для катехизатора самого жизненно важно православное исповедание Троицы, то он сумеет передать это и своим подопечным. Если это есть и если есть определенный уровень образования, в конце концов, просто умение выражать свои мысли, что тоже, конечно, очень важно, тогда Светлая седмица будет пройдена вполне качественно. И поэтому моя подготовка связана именно с тем, что я как бы продумываю, как таинства раскрываются в непосредственной практике жизни, пытаюсь как-то «домолиться» до этого. Это дело не только головы, логики. Важно домолиться до такого состояния, когда чувствуешь эту смычку между живой реальной жизнью и формулировкой догмата. Конечно, это непростая задача, и я не знаю, насколько мне это удается. Но я принципиально ставлю именно такую цель для себя и стараюсь к ней стремиться. Как Вы считаете, какая длительность оглашения, в т.ч. таинствоводства, актуальна сегодня для всей церкви? Сергей Нестерович: Думаю, что ответ на этот вопрос находится в области ответа на вопрос о крещении: стоит ли медлить или торопиться с крещением? Из традиционного опыта мы знаем, что ни медлить, ни торопиться не стоит. Критерии определяются в глубоком отношении с оглашаемыми и личностном подходе к каждому и к группе людей. Дьякон Павел: Оглашение нужно вести интенсивно, но людям нужно время, чтобы основополагающие вещи вошли, что называется, в плоть и кровь. Опыт показывает, что почти никогда не удается оглашать меньше одного года. В среднем на это нужно около полутора лет. Владимир Иванов: Трудно сказать. Наверное, нынешняя практика Преображенского содружества вполне адекватна. То есть на Светлой седмице погружение «с головой»; здесь должны быть заложены какие-то опорные смысловые точки, некий фундамент, камни в основание. И дальше, наверное, неправильно на этом сразу закончить. Действительно, после такого погружения люди могут сразу выпасть «в никуда», в духовную пустыню. Но нужен месяц-полтора, во-первых, для того, чтобы «добирать», вместе стараться отрефлексировать то, что было «впечатано» на Светлой седмице. Во-вторых, дальнейшие таинства тоже нужно «дожать», иначе они могут вообще остаться как бы недодуманными, и целостное представление о таинствах может быть не достигнуто. А это все-таки нужно сделать! Так что оптимальная продолжительность таинствоводства, в зависимости от возможностей для встреч, - месяц-полтора, может быть, около двух. То есть время от Пасхи до Пятидесятницы как будто для этого и создано. Оглашение нужно для того, чтобы человек встретил Христа и Церковь. Какие возможности для этого есть в вашей епархии? Как укоренение в церкви происходит в контексте вхождения в местную приходскую епархиальную жизнь? Какая здесь динамика, есть ли она? Сергей Нестерович: В нашей епархии есть все необходимые условия для катехизации, нам же остается только увидеть и постараться восполнить то, что находится не столько в знании, сколько в опыте современного христианства, имеющего не только канонические границы церкви. Олег Ермолаев: Слава Богу, у нас в Твери есть два православных братства, которые ведут такой образ жизни, который небезынтересен многим людям, ищущим смысла в жизни, своего призвания, какого-то нового качества жизни. Мы осуществляем различные миссионерские проекты, на этот год в их рамках запланировали чуть ли не по две встречи в месяц... Назвали этот план «От Пасхи до Пасхи». В последнее время активную миссионерскую позицию стали занимать молодежные клубы при различных храмах Тверской епархии. Мы пытаемся с ними сотрудничать, общаемся, знакомимся, даже проводили несколько совместных мероприятий. Владимир Иванов: Возможности такие же, как и в любой епархии. Слава Богу, в любой епархии есть верующие люди, верующее священство, есть евхаристия, есть храмы. И я думаю, что все это и открывает возможность для человека войти в церковную жизнь, действительно встретить Церковь. Хотя в пределах одной и той же епархии это может происходить очень по-разному. Например, в нашей епархии есть наше Свято-Екатерининское братство. И мы, конечно, приглашаем оглашаемых, новопросвещенных в наше братство. Не потому, что мы считаем, что мы лучше всех. Мы просто стараемся делиться тем, что мы сами знаем, что сами имеем. Но я думаю, что есть, конечно, и другие возможности в нашей епархии. Действительно есть хорошие приходы, где тоже есть какие-то сообщества людей, не чужих друг другу, искренне верующих, пытающихся жить по Евангелию. Беседовала Анастасия Наконечная Продолжается пасхальное крещение В Неделю жен-мироносиц в Преображенском братстве воцерковились шестьдесят человек из девяти городов России и ближнего зарубежья Праздничное пасхальное время как нельзя лучше подходит для вхождения в церковь новых членов, трое из которых приняли крещение, а большинство первый раз причастились в день, когда церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. Встать на путь воцерковления им помогла катехизация - ответственное, последовательное и целостное научение основам христианской веры, молитвы и жизни. Из церковного катехизического предания известно, что для тех катехуменов, которые по каким-то причинам не могли или не успевали креститься в сам праздник Пасхи, существовала возможность принять крещение через неделю или две после Пасхи и во все время, пока продолжалось празднование Воскресения Христова. Эта традиция сохранилась в богослужении, не случайно в течение сорока дней после Пасхи во время всех церковных богослужений и в домашней молитве поют пасхальный тропарь «Христос воскрес». Святые жены-мироносицы первыми услышали от ангела радостную весть о воскресении Христа, а затем и увидели Самого воскресшего Господа и возвестили это апостолам. Мы все верим, что полученный дар новой жизни, дар Духа, наполняющий верующее сердце, не может употребляться только для себя, но понуждает христиан открыто и радостно делиться этим даром с другими. От «избытка сердца» в нормальном случае и совершается всякое настоящее миссионерство - свидетельство о Боге, Христе и Церкви. Наталья Адаменко Информационная служба Преображенского братства КИФА №6(144), май 2012 года |