gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.01.2012 г.

Миссия и катехизация остаются приоритетом нашей жизни

Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков об итогах минувшего года

Кочетков Сейчас, когда прошёл 2011 год - не юбилейный, ничего особенно не предвещавший, - мы можем сказать, что это был не рядовой год. На мой взгляд, он был одним из лучших среди последних лет или даже десятилетий. Совершенно неожиданно для нас он прошёл очень неординарно, наполненно и плодотворно.

Конечно, мы все помним, что этот год был связан с разными, может быть, небольшими, но для нас важными и вдохновляющими датами, такими как сорокалетие начала возрождения катехизации. Мы вспоминаем в связи с этим конференцию, которую проводил в этом году наш институт. Она была посвящена первому этапу оглашения и получила очень интересное развитие и определенный резонанс. Не случайно впоследствии руководителя Методического центра по миссии и катехизации Владимира Якунцева и секретаря этого центра Марию Дикареву пригласили в Троице-Сергиеву лавру на общецерковный семинар по проблемам катехизаторского образования. Интересно, что в Санкт-Петербургской духовной академии начинаются катехизические курсы, перед которыми проходит несколько «открытых встреч». Я рад, что берут даже нашу терминологию, и считаю, что это неплохо. Ведь это говорит о том, что наш опыт начинает входить, даже вплоть до терминологии, в опыт общецерковный. И это хороший плод наших многолетних усилий, в частности, последней конференции. Складывающиеся на таких встречах связи постоянно развиваются. Я думаю, их поддержит и конференция следующего года, посвященная подготовке катехизаторов.

Если же вспомнить о другой стороне нашей жизни, то все паломничества, которые совершались в этом году членами нашего большого братства, были интересными и приносили свои плоды. Особенно запомнилась поездка молодёжного «Круга» в Сербию и паломнические поездки по местам подвигов наших новомучеников. И как тут не вспомнить обо всём, что связано с именем епископа Макария (Опоцкого)! Ещё совсем недавно мы почти ничего не знали о нём. Мы почти случайно нашли письмо этого замечательного человека, обращенное к патриарху Тихону, где он просил благословить его на служение епископа-катехизатора. И вот мы стали раскрывать тайну жизни этого удивительного человека, о котором ещё совсем недавно почти никто ничего не знал и ничего не слышал. О нём ходили лишь какие-то легенды, какие-то отголоски появлялись то там, то здесь, но не больше. Благодаря кропотливому труду наших студентов-энтузиастов, благодаря их работе в разных архивах ФСБ, удалось проследить весь его путь и судьбу его общин и братств, которые существовали не только в 1920-е, но и вплоть до конца 1930-х годов, причём в таких районах, где, казалось, уже ничего духовно живого не осталось - в Новгороде и расположенных недалеко от него районных городах, в Костромской земле. Мы обнаружили в Великом Новгороде могилу этого безусловно святого человека. Мы очень рады, что теперь и митрополит Новгородский Лев очень заинтересовался этой фигурой и просит нас продолжать - уже вместе с ним - эту работу. Вообще в этом году много было сделано на поприще воспоминания опыта новомучеников, слава Богу! Как тут не вспомнить и выставку «Неперемолотые», которая не только замечательно прошла в нашем братском доме в Подмосковье, но и объехала более десятка городов по всей стране - от Сибири, Урала, Севера до средней полосы, и уже получены приглашения из других мест, в том числе из-за границы.

Очень важным стало пришедшееся на этот год завершение работы над переводами богослужения и представление их всему ученому и церковному сообществу. И поэтому презентация Часослова - седьмого, последнего тома серии переводов - всем нам очень запомнилась. Не случайно она имела затем продолжение на двух семинарах в Петербурге. Первый из них проходил в Публичной библиотеке по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. А второй состоялся уже потому, что людям было настолько интересно все происходившее на первом семинаре, что они по собственной инициативе организовали следующий, уже на базе Русской христианской гуманитарной академии. Было очень хорошо и то, что там присутствовало много священнослужителей. Нужно сказать, что собрался полный зал академии, причем были собраны действительно хорошие специалисты, в том числе очень известные: во втором семинаре принимал участие профессор Анатолий Алексеев, а в первом - архим. Ианнуарий (Ивлиев). 99% присутствующих воспринимали исключительно положительно и само дело перевода, и качество переводов, и разговор вокруг этой проблематики. Были лишь один-два человека, которые отнеслись к происходящему негативно. Они потом высказались в Интернете, и дискуссия продолжилась.

На мой взгляд, здесь заслуживает внимания то, что противники дела переводов или суперкритически настроенные люди были в абсолютном меньшинстве. Нужно сказать, что в этом году наконец было официально признано, что половина людей в церкви считают необходимым и полезным использование русского языка в богослужении. А еще недавно официально считалось, что такой проблемы нет, как и проблемы церковного календаря: мол, только единицы, и то в основном малоцерковных или малосведущих людей, выступают за русский язык. Это было, конечно, неправдой, но так думали многие. А сейчас стало совершенно ясно, что это не так и что в церкви нет никакой нужды в такого рода апологетике старых форм.

В минувшем году прошло большое количество конференций, в которых нам приходилось участвовать и по линии института, и по линии братства - и российских, и зарубежных (таких, как симпозиум в Бозе, в котором мы традиционно принимаем участие), и очень традиционных, и новых. Особенно хотелось бы вспомнить епархиальный семинар по вопросам организации катехизической деятельности в Кемерово, в котором я вместе с некоторыми сотрудниками нашего института участвовал по приглашению местного архиерея. Нам дали полную возможность свободно говорить о проблемах миссии и особенно катехизации на протяжении нескольких дней для всех деятелей большой Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Будем надеяться, что эти ниточки сотрудничества не прервутся и дальше, что оно будет продолжено в следующем году.

Вообще этот год для нас действительно каждый месяц приносил какие-то новые и большие радости. Так, собравшийся в конце года Синод утвердил очень важные документы, касающиеся миссии, катехизации и образования в церкви. Они свидетельствуют о том, что в церкви стало возможным восприятие более глубоких, целостных, более традиционных идей. Мы всегда очень печалились о том, что обычно принимают систему катехизации без учета святоотеческого опыта. Но в самое последнее время пошел процесс восприятия хотя бы части этого опыта, и нам кажется, что это очень положительная тенденция.

Конец года принёс с собой много неожиданностей. Даже то, что вдруг проснулся наш народ, было для многих неожиданным. Я думаю, что и нам в следующем году надо также постараться проснуться. Но, как я уже имел возможность сказать в одной из проповедей, в первую очередь это для нас будет означать, конечно, наше переосмысление концепции миссии, методов свидетельства в современном мире, который очень сильно изменился за последние десять-двадцать лет. Мы не можем просто механически продолжать те традиции, которые сложились прежде, и здесь нам нужно потрудиться и найти новые средства, новые способы и методы свидетельства.

Я думаю, что каждый имеет много поводов для воспоминаний, обращаясь к времени прошедшего года, и я надеюсь, что у всех они достаточно светлые. Я рад тому, что никакие кризисы нас не затронули - ни церковные, ни экономические, ни политические. Мы не остаёмся равнодушными ни к чему из того, что происходит в этом мире, однако мы при этом стараемся строго придерживаться главных приоритетов в своей жизни: мы знаем, в чём состоит наше призвание, мы знаем свои границы, свои небольшие, но данные нам Господом силы, знаем свой талант, который должны умножать, над которым должны трудиться. Это заставляет нас сдерживаться, не «клевать» на всё то, что кажется интересным и важным для этого мира. Мы должны быть очень сдержаны, чтобы успевать делать самое важное. А самым важным остаётся то, что было и в прежние годы. Это прежде всего устроение жизни по принципу любви, по общинно-братскому принципу. Это взятие на себя креста любви, креста братства служащего. Это, конечно, всегда живое слово - доброжелательное, исполненное любовью ко всем, без всякого различия национальности, состояния, возраста, пола, происхождения и т.д.

Миссия и катехизация остаются приоритетом нашей жизни. Хотя здесь многое удалось сделать, но мы знаем, что ещё многое сделать нам предстоит. И если бы нам удалось увидеть результаты этого своего служения, тогда, конечно, мы могли бы сказать пред Богом, что наш дар, наш талант не был нами закопан в землю, не был погублен, а принёс многий плод.

При подготовке материала использованы фрагменты проповеди свящ. Георгия Кочеткова на новогоднем молебне

КИФА №1(139) январь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!