gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.12.2011 г.

«Трудно найти такой изобразительный язык, который был бы понятен современным людям»

Нужно ли иллюстрировать Библию - на этот вопрос отвечает художник-иллюстратор Мария Патрушева, персональная выставка которой открылась 15 декабря в Мраморном зале Библиотеки иностранной литературы.

Мария, Вы в церкви уже больше пятнадцати лет, скажите, когда Вы начинаете работу над иллюстрациями к той или иной книге, задумываетесь ли Вы о том, есть ли там христианское содержание?

М.Патрушева: Конечно, задумываюсь. Часть книг, которые я иллюстрировала, христианские. Те же «Светлячки» и «Марселино Хлеб-и-Вино» - христианские книги, в них прямо говорится о Боге, о Христе, о заповедях и о призвании, которое Бог дает.

«Светлячки» - сказка, но при этом у светлячков есть свое призвание. Герой спрашивает своего папу почему нужно светить людям, если некоторые из них неблаговидно себя ведут. И папа сыну отвечает, что «если Господь дал такое призвание, такое поручение, его нужно исполнять по послушанию, независимо ни от чего».

В «Марселино» описана мистическая история: маленький мальчик встречает Христа. Рассказ удивительно пронзительный и подлинный. Многие мои знакомые, которые прочитали эту книжку, говорили, что она производит очень сильное впечатление.

Получается, что мне все время везет: я делаю иллюстрации к хорошим книгам. Все они, и с христианскими сюжетами, и нехристианскими, для меня одинаково вдохновляющи.

Книги «Тысяча и одна ночи», «Золотой осел» Апулея - для христианского художника неоднозначные произведения, особенно «Золотой осел». В свое время эта книга считалась произведением, которое конкурировало с Библией - во всяком случае, к нему было такое отношение. Но у Апулея кроме основного сюжета, есть сказка об Амуре и Психее, которую потом очень многие христианские авторы трактовали как образ души, которая ищет своего небесного супруга. Можно вспомнить знаменитые слова Тертуллиана, что «всякая душа по природе христианка», и тогда даже в таком произведении можно увидеть христианские мотивы.

В книге «Тысяча и одна ночь» все время говорится о добродетелях - о верности, праведности, преданности. Этическая тема в этой книге очень сильна: книгу «Тысяча и одна ночь» привыкли трактовать как произведение эротического характера, а на самом деле это упрощенный взгляд.

В свое время Александр Иванов хотел все Священное Писание проиллюстрировать. Видите ли Вы Библию с иллюстрациями? Как, по-Вашему, нужны ли сейчас иллюстрации к Священному Писанию современному человеку?

М.Патрушева: Библию иллюстрировали. Есть, например, иллюстрации Гюстава Доре, Юлиуса фон Карольсфельда, Марка Шагала, Сальвадора Дали и других художников.

Современные люди привыкли, что сейчас изображения присутствуют везде, и это может помогать и способствовать пониманию смысла. Однако, если графика Александра Иванова смогла бы отразить дух Писания, то сейчас трудно найти такой изобразительный язык, который был бы подлинным и понятным для современных людей.

Распространен подход иллюстрирования Библии репродукциями икон, но иконы - не иллюстрации, их нельзя взять и просто вставить в книгу, они предназначены для другого пространства, некнижного.

В книге пространство изображения должно соединиться с пространством шрифта, это непростая задача. Например, в рукописных книгах такое соединение было органичным и целостным. Сейчас вынуть эти миниатюры и поставить в книгу с наборным шрифтом - целая проблема.

Поэтому мне кажется, что сейчас создать адекватные иллюстрации к Библии крайне трудно.

Беседовала Дарья МАКЕЕВА

Информационная служба Преображенского братства


Справка

 

Мария Патрушева - художник-иллюстратор, член Московского союза художников, участник московских, всесоюзных и международных выставок книжной и станковой графики, обладатель золотой премий ADCR Awards в номинации «Иллюстрация» (2005), победитель в составе группы ЗПТ конкурса «Кронпринц - второе пришествие» (Государственный центр современного искусства, Калининград, 2005), лауреат конкурса «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков» (2009). Проект иллюстрированной рельефным способом книги для слепых А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» вошел в число пятидесяти лучших книг конкурса международной Биеннале детской иллюстрации в Братиславе (1995). Сейчас Мария Патрушева преподает на кафедре иллюстрации и эстампа в Московском государственном университете печати. Член Преображенского содружества малых православных братств уже более 15 лет.

15 декабря 2011 года в Мраморном зале Библиотеки иностранной литературы состоялось открытие персональной выставки Марии Патрушевой «Светлячки». На выставке представлены силуэтные иллюстрации художницы к книгам «Тысяча и одна ночь», «Золотой осел», «Марселино Хлеб-и-Вино», выполненная в акварели серия иллюстраций к книге «Светлячки», а также натюрморты, выполненные в смешанной технике: графика и шитье нитками

Выставка продлится до 16 января 2012 года.

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!