gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
23.12.2011 г.

Христианский храм: образ Царства или царство образов?

Проф. СФИ Александр Михайлович Копировский представил доклад «Система росписи православного храма: прошлое, настоящее, будущее» на встрече православного клуба «Добрые плоды учения» при Государственной Третьяковской галерее. Тема встречи «Небо на земле. Русский православный храм» собрала в конференц-зале инженерного корпуса ГТГ более 100 человек.

Александр Михайлович напомнил, что выражение «Небо на земле» принадлежит cв. Герману, патриарху Константинопольскому († 733), и относится, прежде всего, к самой Церкви: «Церковь есть небо на земле, где пребывает и действует небесный Бог». В то же время эти слова могут быть отнесены и к православному храму, призванному являть образ Царства Небесного. Образ этот имеет вполне конкретные черты, отличающие его от нехристианских культовых сооружений. Их можно наблюдать и в архитектуре, и в системе росписи. Одна из них - принципиально новое значение интерьера: христианский храм - не место обитания божества, но пространство, которое освящается и преображается тем, что в нем собирается для служения Богу церковная община.

Классическая система внутреннего убранства храма родилась в Византии в IX веке после преодоления иконоборческого кризиса. Христоцентричная, художественно и богословски осмысленная, органически связанная с архитектурой крестовокупольного храма, она приглашает самих молящихся стать не наблюдателями, но жителями Царства. Однако узнать ее черты в современных образцах храмовой росписи не так просто. Зачастую они представляют собой весьма богатый набор сюжетов, не связанных ни композиционно, ни по смыслу, ни стилистически.

А.М. Копировский предложил поразмышлять о причинах современного состояния системы храмовой росписи, двигаясь от современных храмов к средневековым. Проделанное при помощи слайдов «путешествие во времени» показало, что первые признаки распада этой целостной системы - в виде быстро разрастающегося набора библейских сюжетов  - можно наблюдать уже... в XI веке. Замещение единого образа Царства повествовательностью и декоративностью было связано также с социализацией подхода иконописцев к росписи храма: «...мозаичисты забывают, что их служение сродни священническому. Они становятся желающими нравиться мастерами-виртуозами», - отмечает австрийский ученый Отто Демус. И еще: «художники... вынуждены были мириться с вмешательством... заказчиков».

Дискуссия о том, каким должен быть современный храм, в которой приняли участие все присутствовавшие в зале, в том числе, архитекторы и иконописцы, показала неоднозначность и многоплановость проблемы. Стало очевидным, что целостный подход к организации внутреннего храмового пространства и его воплощение потребуют не только изучения и осмысления уже созданных образцов, но и возрождения в церкви вдохновения, которым были движимы создатели лучших из них.

Информационная служба СФИ

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!