Репортаж: Шуйское дело - память живаОдним из центральных событий Дня памяти жертв политических репрессий в Москве 30 октября стала презентация документального кинофильма «Шуйское дело», которая состоялась в Государственном музее истории ГУЛАГа на Петровке. Помимо музея, организаторами презентации выступили Свято-Филаретовский православный институт и братство во имя Новомучеников и Исповедников Российских. В конференц-зале музея, стилизованном под тюремную камеру (кирпичные стены, решётки на окнах, колючая проволока и другие атрибуты ГУЛАГа), собралось около 50 человек - студенты духовных учебных заведений, посетители музея, просто любители истории. Провела презентацию Светлана Чукавина - преподаватель Свято-Филаретовского института, которая представила автора идеи и сценария кинофильма «Шуйское дело» Андрея Князева. В своем вступительном слове он отметил, что Шуя издавна известна как город храмов и купечества. В дореволюционное время при численности населения в 20 тысяч человек в городе действовало 20 православных храмов, которые располагали большими материальными ценностями. Особенно в этом отношении выделялась икона Смоленской Божией Матери, украшенная золотом, серебром и множеством драгоценных камней. Верующие признавали эту икону чудотворной. Князев подчеркнул, что в начале 1920-х годов Россию, особенно Поволжье, постиг страшный голод: люди массово гибли, были и случаи людоедства. В этих условиях президиум ВЦИК (высший законодательный орган советской России того времени) издал 23 февраля 1922 года декрет, который предписывал местным советам «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим». В марте 1922 года в ряде мест России произошли волнения, связанные с изъятием ценностей. Особенно большой общественный отклик вызвали события в Шуе. Здесь 15 марта толпа взволнованных верующих оказала сопротивление представителям власти, по толпе был открыть пулеметный огонь, четыре человека было убито, а 10 ранено. Члены Политбюро ЦК РКП(б) пытались приостановить изъятия, но 19 марта 1922 года Ленин обратился к ним с печально знаменитым посланием, в котором изложил свой план расправы с Церковью, воспользовавшись голодом и событиями в Шуе. Отметив, что эти события - одно из проявлений сопротивления советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства», Ленин пишет, что необходимо «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления, дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Непосредственных участников событий в Шуе Ленин предлагал наказать в ходе судебного процесса, который должен «закончиться не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев». 22 апреля 1922 года был оглашен приговор Верховного трибунала по шуйскому делу в отношении 19 обвиняемых. Священники Павел Светозаров, Иоанн Рождественский и гражданин Пётр Языков приговорены к расстрелу. Остальные 16 человек - к разным срокам лишения свободы. Президиум ВЦИК, рассмотрев жалобу прихожан, принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу. Председатель ВЦИК М.И. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. 2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов проголосовали за расстрел. 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был утверждён. На следующий день Президиум ВЦИК, следуя распоряжению Политбюро, утвердил приговор к расстрелу. Приговор над Светозаровым, Языковым и Рождественским приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра. Фильм продолжительностью около часа содержит сюжеты, свидетельствующие о бедствиях населения страны в голодные двадцатые годы, эпизоды конфискации церковных ценностей, выражения протестов населения против произвола большевицких властей. По ходу кинокартины пояснения с экрана дают жители Шуи и Ивановской области - потомки участников выступлений марта 1922 года, священнослужители местных храмов РПЦ МП, научные сотрудники - историки, юристы, преподаватели Шуйского государственного педагогического университета. Помимо кадров документальной кинохроники 20-х годов, ряд эпизодов «Шуйского дела» воспроизведён в формате художественного фильма. По словам А. Князева, в групповых сценах, в эпизодах изъятия церковных ценностей, участвовали местные жители, экипированные, зачастую самостоятельно, в духе того времени. Автор кинокартины с благодарностью отозвался об этих добровольных помощниках. Особо он поблагодарил командование местной воинской части, выделившее для съёмок некоторое количество военнослужащих. В традиционных для чекистов кожаных куртках и одеянии милиционеров тех времен вооруженные трехлинейными винтовками и пулемётом «Максим», они участвовали в сценах выноса из храмов церковного имущества, сдирания с икон серебряных окладов, разгона протестующих верующих и т.д. В память о священнослужителях, убитых в годы репрессий в Шуе, у одного из храмов города установлен памятник, изображающий три скорбные человеческие фигуры в момент расстрела. Как пояснил Андрей Князев, этот памятник стал теперь таким же традиционным местом посещения молодожёнами, как и вечный огонь. Николай КЛИМОВ, для «Портала-Credo.Ru» |