Нужно делать акцент на предметах, связанных с благословением Спасителя «идите, научите» Интервью с архимандритом Аристархом (Лебедевым), профессором Киевской духовной академии, курирующим катехизаторские курсы при КДА - Каково значение и особенности современного духовного образования? Какие акценты важны, как не упустить важного и не перегрузить студентов лишним? - В наше бездуховное время, которое увлекает человека в греховные сети, необходимо помнить о том, что нравственное возрождение личности возможно только на базе христианских основ и ценностей - главного духовного стержня бытия человека. Естественно, никто не будет ставить под сомнение истинность слов апостола Павла, который сказал: «Все мне позволительно» (1 Кор 6:12). Но никто не имеет права вместе с тем определять свое сознание только этими словами и забывать следующие его слова: «...но не все полезно» (1 Кор 6:12). «Все мне разрешено, ... и ничто не должно владеть мной», - именно так определяет апостол Павел закон христианской свободы. Но для того, чтобы человеку стать на путь христианской свободы, ему необходимо научаться главным христианским истинам, а это возможно через духовно-нравственное образование и воспитание человека. Таким образом великое значение в совершенствовании человека имеет духовное образование. В своих определениях мы часто называем учение образованием, а людей, просвещенных светом знаний, именуем образованными. Почему это так происходит? Священное Писание дает нам четкий и определенный ответ на этот вопрос. Человек сотворён Богом по Его образу и подобию, и пока он был нерукотворённым божественным образом, Сам образ Божий научал его всему, наставляя на всякую истину. Однако первые люди Адам и Ева не устояли в истине и согрешили перед очами Божьими, они нарушили Божественную заповедь, тем самым утратив благодать богообщения. Обнищавшее человечество, духовно отступившее от Бога, во тьме неведения мучительно стало искать кого-то или чего-то взамен утерянного. Познав свою беспомощность в поисках истины, оно обрекло себя жить вне Бога. Однако любовь и милость Творца к человеку не имеют границ, поэтому провидение Господне пожелало восстановить падшего человека из пепелища греха через вочеловечение второй ипостаси Святой Троицы - Сына Божия. Иисус Христос совершил очищение наших грехов, и с этого времени человек слушает и научается для того, чтобы всё своё знание, умение, труд принести к подножию славы Творца. Великое и неописуемое счастье в жизни человеческой - это познание, познание Бога и познание мира через законы, вложенные Творцом во Вселенную. Следовательно, основой духовного образования является синергия божественного и человеческого, а границы важного и значимого в процессе обучения должны заключаться в духовной и нравственной направленности к Богу самих наставников, духовный опыт которых на основании жизни Церкви и может стать критерием в преподавании истин Божиих, ведущих к Творцу вверенных им воспитанников. - Как добиться того, чтобы духовное образование служило подлинному возрождению приходской жизни, а не сужению ее до «кадила и кропила»? Возможно ли это? - Особенный акцент в учебном процессе духовных учебных заведений следует делать на преподавании дисциплин, концентрирующих в себе не только богословские аспекты православного вероучения, но также предметы, связанные с благословением Спасителя «научите», т.е. гуманитарно-педагогическим циклом предметов. Важность этих наук очевидна, и это тот случай, когда сумма знаний о Христе должна стать образом жизни во Христе. Ведь главная миссия священника - это усвоение народу Божию искупительной жертвы Спасителя. И выполнение этой миссии возможно только при достойном отношении к своему призванию, в которое входят пастырство и учительство. - Катехизаторские курсы при КДА сейчас вызывают большой интерес в Киеве. Как Вы видите их перспективу? Нужно ли развивать подобные курсы, стремясь сделать из них высшее учебное заведение? - Цель катехизаторских курсов КДА заключается не в даче курсантам высшего богословского образования, а в научении их реальному общению с Богом. Поэтому вопрос о подготовке катехизаторов на уровне высшей школы в нашем формате изначально не ставился и пока что не ставится. - Каким Вам видится взаимодействие духовного образования со светским? Есть ли такая практика в Украине? - Необходимо подчеркнуть, что закон Украины об образовании декларирует светский характер обучения. Поэтому о процессе формирования его на христианской основе в общеобразовательных школах до недавнего времени речи идти не могло. Однако уже в 2006 году по итогам работы совместной комиссии Министерства науки и образования Украины и преподавателей, представляющих традиционные конфессии, было принято решение о введении предмета «христианская этика» в школах. Введение преподавания именно христианской этики, по решению комиссии, не вступает в противоречия с ныне действующим законодательством Украины о светскости образования и обеспечении безопасности учеников от излишнего конфессионального влияния и дает возможность школьникам приобщаться к богатству православного культурообразующего фактора Украины. Согласно приказу Министерства образования и науки Украины в октябре 2006 года был одобрен опыт преподавания предмета: «Этика: Духовные основы». Этот предмет предложено вводить в учебный процесс школьного образования. Необходимо отметить, что и до этого в течение нескольких лет в шести западных областях Украины уже преподавалась христианская этика в виде эксперимента. В прошедшем учебном году во многих школах Киева также был введен предмет «христианская нравственность», который ведется по разным программам, неодинаково подготовленными по уровню преподавания учителями, что естественно влечёт за собой как положительные, так и отрицательные моменты. Думаю, что соответствующая комиссия по итогам учебного года сделает свои заключения, которые позволят, с одной стороны, устранить недостатки и с другой, несомненно, укрепить позиции данного предмета среди школьников, который должен стать базовым предметом, утверждающим в сознании подрастающего поколения христианские ценности, культурные и национальные традиции. В заключение хотелось бы сказать, что процесс воспитания молодёжи на христианских основах сложен и нелегок. Но, тем не менее, из всего вышеизложенного можно сказать, что эта работа не стоит на месте и с Божьей помощью развивается, несомненно, будет и в дальнейшем двигаться вперед, укрепляться и приносить свои позитивные плоды на благо обществу, Церкви и христианским идеалам. - В начале XX века многие профессора КДА с сочувствием относились к деятельности и планам основателя и духовного попечителя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева. Одна из важнейших его статей - «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» - была в 1906 г. опубликована в «Трудах Киевской духовной академии». Известен ли сейчас в КДА его опыт? Каково отношение к нему? Вообще - к мирянским братствам? Какую Вы видите здесь перспективу? - Н.Н. Неплюев, несомненно, в своей церковной и просветительской деятельности старался сделать все возможное и даже невозможное для того, чтобы основные истины закона Божьего привить в сердце верующего человека. Как любой достойный труженик на ниве церковной, Н.Н. Неплюев весьма заслуживает со стороны современной киевской церковной общественности уважения и особого внимания. Можно сказать, что все основные моменты его деятельности ни в чем не выходят за рамки христианского просвещения, которое существует в Церкви со дня ее основания. Проблемы, о которых говорит попечитель Киевского Крестовоздвиженского трудового братства, существуют только тогда, когда за Божье дело берутся люди, недостаточно подготовленные к научению других. А для катехизации необходимо сперва самим очищаться от грехов, созидать добро в исполнении заповедей, активно, но не формально участвовать в богослужениях Церкви, особенно в таинствах, и таким образом стяжая Духа Свята, по благословению церковному идти и передавать свой опыт другим, скорее опыт, а не науку, которая в противном случае может стать только лишь суммой знаний о Боге. Вопросы задавали Александра Колымагина, Максим Дементьев КИФА №11(133) сентябрь 2011 года |