Можем ли мы, обычные люди, стремиться к совершенству На вопросы отвечает свящ. Георгий Кочетков - На фоне событий в Африке и особенно в Японии вспоминаются слова из Евангелия о том, что Христос придёт второй раз неожиданно для всех. Можно ли говорить о том, что апокалипсис случится в самое ближайшее время? В Евангелии говорится ещё о кормящих женщинах и их младенцах, что им будет особенно тяжело. Как же быть таким молодым женщинам, как я? Если сейчас планировать детей - не подвергнутся ли они тому риску, о котором читаю в Евангелии? - Вопросы эсхатологические, касающиеся конца мира, - это всегда трудные вопросы. И размышляя на эти темы, прежде всего мы должны вспомнить фундаментальные положения православной веры. Господь говорит: «Не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий». Он напоминает, что об этом никто не знает - ни ангелы Божьи, ни Сын Человеческий. Только Отец Небесный знает, ибо Он полагает времена и сроки. Поэтому, с одной стороны, надо всегда беспокоиться о тех вещах, которые касаются конца нашей земной жизни и явления Господа, а с другой стороны, слишком беспокоиться не нужно, скорее, нужно ждать Христа как благодать, как Свет, как отраду, как явление Правды и Любви Божьей. Какие бы ни случались катаклизмы, они лишь напоминают нам о реалиях, существующих всегда, о том, что наша жизнь не может быть безоблачной и бесконечной на земле. Так что надо делать из этого выводы, тем более что то, что происходит в этом мире, всегда связано с нашим духовно-нравственным состоянием. Не будем об этом забывать, но будем надеяться на милость Божью и будем делать всё, чтобы быть верными Христу во всей своей жизни, в делах, словах и помышлениях. Планируйте свою семью так, как Вы считаете нужным планировать. Но только исходите при этом из Евангелия, из Духа Божьего, из воли Божьей, а не из эгоистических соображений - семейных или личных. Тогда у Вас всё будет нормально. Дело не в том, надо заводить детей или не надо, сколько их будет и т.д. Да, сказано, что будет трудно и кормящим женщинам, и детям. Но это будет катаклизм для всех. Явление Христа - это всегда кризис, это всегда некий поворот и суд для всех людей. Поэтому главное - жить по слову Божьему, по воле Божьей, по правде Его, по вере. Главное, чтобы Христос был близок к нам, к нашей жизни, к нашей совести. Если это будет, то не надо ничего бояться, а надо даже с большой радостью относиться к возможности явления Христа, ожидать этого явления, просить о сокращении сроков, потому что слишком много страданий и бед на земле уже происходит. Нельзя сказать, что во времена последние страданий будет больше, чем есть на самом деле сейчас. Подумайте об этом и помолитесь Господу, чтобы Ваша жизнь была достойна встречи с Ним. - Я не понимаю: что такое Бог? Молюсь Ему, но потом поступаю по своей интуиции и не знаю - Бог это действует или я сама. - Прежде всего, подумайте о том, что мы обращаемся к Богу не как к чему-то, а как к Кому-то. Бог не что, а Кто, поэтому Вы и можете иметь живые, реальные отношения с Ним. Откуда же иначе, как Вы думаете, берётся Ваша интуиция? Хорошо, если Вы поступаете по интуиции, ища воли Божьей, ища правды Его, хорошо, если Вы этой интуицией хотите утверждать не себя, а путь Божий, любовь Его, веру Божью, жизнь по-божески. Если это так, то Вы поступаете хорошо, по совести. Только помните, что Ваша совесть несовершенна, она может быть больной. Иначе можно было бы всем поступать по совести и больше не нужно было бы вообще ничего, уже было бы Царство Небесное на земле. Но люди стараются поступать по совести, а получается у них почему-то плохо, и не только тогда, когда они сознательно фальшивят: часто они просто не слышат голос совести, не чувствуют пути Божьи, не знают воли Его. Волю Божью надо познавать. Для этого надо иметь чистое сердце, надо алкать и жаждать правды, не бояться искушений, страданий, болезней, не надо вообще ничего бояться. Надо только благоговейно относиться к Богу. Надо иметь страх Божий в сердце своём, надо желать быть с Богом, а не без Него, надо искать церковной жизни - братской, общинной, личностной жизни, т.е. жизни личности в себе, а не той индивидуалистической жизни, которая часто нас поглощает, так же как жизнь разного рода коллективов, всех тех собраний, которые бывают слишком человеческими, но не Божескими. Так что не отвергайтесь своей интуиции, но при этом ищите волю Божью и исполняйте её всегда. Мы очень хорошо научились чувствовать своё несовершенство... Скульптура во дворе Музея свердловской железной дороги - Наша жизнь не похожа на жизнь Христа, мы живём обычной жизнью - учимся, ходим на работу, воспитываем детей... Означает ли это, что стремиться к совершенству нам как бы и бесполезно - уж слишком велика разница? - Разница ведь не в том, что мы учимся, ходим на работу и воспитываем детей. Это нормальное дело. Это называется жизнь житейская, мирская. Да, мирской житейской жизнью все мы так или иначе живём. Мы и должны заботиться о близких своих - о детях и о других людях, мы должны учиться, должны работать. Мы должны всё это делать. Но разница между нами и Христом не в этом, не в том, что вот Он освободился от этих вещей и ходил по дорогам и учил, а мы делаем что-то другое. Разница прежде всего внутренняя, глубинная, находящаяся в нашем сердце. Разница в том, что мы не верны Богу, что мы глухи, слепы, что мы живём только житейской жизнью, а высшей жизни в себе не имеем, не имеем той любви, к которой призвал и которую даровал нам Господь. Он предлагает её нам - но мы её не берём, мы делаем вид, что не замечаем протянутой нам руки помощи Божьей. Вот что надо преодолевать, и это нам по силам. Как бы человек ни жил, каково бы ни было его внешнее положение, ему по силам жить по-божески, потому что это и значит жить по-человечески и иметь нужную иерархию ценностей и целей в жизни. Надо уметь жертвовать собой и своим для Бога и ближних. Надо знать, чего хочет Бог от нас лично и от всех тех, кто нас окружает, от нашего общества, от нашего народа, от нашей страны, от всего человечества, в конце концов. Читайте Евангелие, читайте Слово Божье, Новый Завет, Послания апостольские, и Вы обретёте мудрость и будете знать свой путь. И расстояние от Вас до Христа уменьшится. - Христос говорит, что пришёл не к здоровым, а к больным. Означает ли это, что в мире реально есть те здоровые, которым Он не нужен? Ведь мы знаем замечательных, добрых, порядочных, совестливых атеистов. - Когда Христос говорит, что Он не к здоровым пришёл, но к больным, в этом есть ирония. Если её «раскрыть», слова Его означают: Он пришёл не к тем, кто сам себя считает здоровым, кто считает, что им Христос не нужен, а к тем, кто считает себя больным, кто ищет Бога, кто ищет правду Божью, кто ищет любовь Его, кто ищет Божий путь и новую жизнь. Речь здесь не об атеистах. Относительно порядочными, относительно приличными могут быть и атеисты, и буддисты, и мусульмане, и иудаисты, и язычники - кто угодно. Любой человек может быть порядочным и ответственным. И дело не в том, кто к чему себя причисляет, потому что можно причислять себя к православным христианам и при этом быть совершенно непорядочным и безответственным, вести себя подло, быть предателем, лжецом, прелюбодеем и т.д. Кто спорит: когда человек себя осознаёт православным христианином, это для него всегда лучше. Всегда лучше, чтобы человек не терял веры. Это не просто помощь для него, это его большая сила, большое преимущество. Но в каждом человеке есть образ Божий. Каждый человек может выявить свою сообразность Богу. И людям приличным надо лишь помочь обрести Бога, потому что такие люди - имеющие совесть, имеющие разум, ищущие подлинный путь жизни, прямой путь - легко откликаются на свидетельство о Боге, о христианской жизни. А если не откликаются, это означает, что кто-то их напугал тем, что, став верующими, они чего-то лишатся, что-то потеряют в жизни, или они просто фальшиво праведные люди. - Прочитал интернет-конференцию «Страх - агония человечества. Пути к победе над страхом» на сайте Преображенского братства. Вопрос-ответ по теме антропологической катастрофы просто замечательны. Теперь и у меня вопрос появился: вот я - простой неверующий в Господа (здесь отличие от понятия Бог, т.е. Создатель, в которого я, как деист, всё же верю) человек, почему же я ничего не боюсь и вовсе не живу в страхе? И, по моим наблюдениям, люди кругом здесь, в США, где я теперь живу, тоже ничего особо не боятся. Так что, может быть, дело не во всеобщей катастрофе, а в теперешнем состоянии России? - Я думаю, что Вы немного наивно смотрите на жизнь. Я могу себе представить, чего Вы реально боитесь. Мне приходилось бывать в США. Я знаю, чего там боятся люди, причем боятся значительно больше, чем в аналогичных случаях мы. Бывает, что простого «тиккета», простого «трафика», простой чернокожей дамы в полицейской форме часто боятся куда больше, чем у нас. Дело в другом. Американцы привыкли, на мой взгляд, «держать хвост пистолетом», делать вид, что они ничего не боятся. Они действительно довольно раскованы, иногда даже немного развязны в общении. У нас другая культура, и Вы это должны знать. Она немного по-другому строит взаимоотношения между людьми. У нас тоже есть чего бояться, но как и в Америке, так и у нас можно жить без страха. Я часто вспоминаю апостольские слова о том, что в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, и что боящийся несовершен в любви. Так что дело даже не столько в культуре или в социальных обстоятельствах. Они, конечно, имеют какое-то значение, но всё-таки главное происходит из Вашего сердца: есть в этом сердце страх или его нет. Везде есть грехи, везде есть преступления, и всем надо бояться остаться без Бога. Если Вы читали интернет-конференцию о страхе, Вы помните, что там говорилось о благоговении как страхе Божьем. Такой страх - начало Премудрости, как говорится в Писании. И он не позорит человека, это чувство и состояние совсем другого типа. Так что не думайте, что мы здесь живём под большим гнётом страха, чем у себя американцы. Повторяю, это зависит от нашей веры, это зависит от нашей жизни, это зависит от нашей любви. Имейте больше любви, и у Вас будет меньше страхов. Это касается и Америки, и России, и всего мира. - За что наказывает Бог тех язычников, которые никогда не имели возможности узнать о Христе? - А откуда Вы взяли, что Бог их наказывает, и наказывает больше, чем не-язычников, которые знают о Христе, а живут подчас хуже, чем язычники? Я думаю, что нужно всё-таки помнить слова Писания о том, что кому больше дано, с того больше спрашивается. Поэтому если нам больше дано как верующим, как христианам, спрос с нас больше. Я думаю, что нас Бог наказывает больше. Наша страна находится до сих пор ещё в состоянии нераскаянном и не оправданном Божьей благодатью. Да, у нас есть святые, они всегда были, и слава Богу. Но народ в целом пока назвать освободившимся от проказы советского времени, от этой чумы, от её последствий, нельзя. Поэтому в нашей жизни так много вранья, так много разврата, так много корысти, жестокости. Вся наша коррупция, преступность, вся наша оторванность от каких-то естественных норм человеческого общежития и личной жизни - всё это как раз говорит о том, что мы пока ещё не получили прощения от Бога за наши бесчисленные грехи перед своей страной, перед своим народом, перед всем человечеством, которые были совершены в нашей стране прежде всего в XX веке, так как это было самое страшное время нашей истории. Так что я не могу согласиться с Вами, что язычников Бог наказывает каким-то особым образом. Не думайте, что японцы (если Вы их имеете в виду) - такие уж язычники. Не забывайте, что сейчас Япония - страна в большей степени христианская, чем языческая. Но об этом почему-то нигде не говорят. Говорят о том, как хорошо себя японцы ведут, как они мужественно переносят все страдания, болезни и разрушения, но не говорят о том, что в Японии центральные силы нации связаны как раз с обращением ко Христу. Там, конечно, не только православные, православных там немного - всего лишь несколько десятков тысяч японцев и приезжие верующие люди, - но есть ещё много католиков и протестантов. Сегодня они играют, безусловно, решающую роль в духовной жизни своей страны. Если Вы их считаете христианами, то посчитайте, какой огромный процент христиан в Японии, как и в Южной Корее. Это уже почти что христианские страны. Так что я не вполне согласен с Вашим основным тезисом и считаю, что нам надо прежде всего посмотреть на себя, на то, что мы пока ещё находимся под дамокловым мечом, пока ещё не оправданы, не очищены, что мы пока ещё наказуемы за грехи свои и отцов наших. Давайте же освободимся от этого морока, от последствий страшного советского времени, от наших собственных грехов, почувствуем свою ответственность за грехи отцов. И тогда мы увидим расцвет нашей страны, нашего народа. Пусть это будет другая страна, другой народ, но это будет то, что преемственно по отношению к лучшему нашему прошлому. КИФА №6(128) апрель 2011 года |