Трагедия Японии Страшное землетрясение магнитудой 9 баллов произошло 11 марта у берегов Японии. Восточное побережье острова Хонсю - самого большого острова Японского архипелага - было в буквальном смысле слова смыто цунами, которое достигло острова менее чем через час после первых подземных толчков. В списке погибших к моменту сдачи номера в печать числятся более семи тысяч человек, пропавшими без вести - более десяти тысяч. Разрушены десятки тысяч зданий. Землетрясение и цунами стали причиной аварийной ситуации на АЭС «Фукусима-1», где произошло уже несколько взрывов, пожар и продолжается утечка радиации. Жители 20-километровой зоны вокруг АЭС эвакуированы. Всего в эвакуационных пунктах находятся более полумиллиона человек. В пострадавших районах не хватает продовольствия, воды, медикаментов. При этом, несмотря на серьезные трудности с поставками продовольствия, не было зафиксировано ни одного случая мародерства (к сожалению, в последнее время практически везде в мире - и в беднейших, и в богатейших странах - сопровождавшего стихийные бедствия подобного масштаба). Во всем мире люди выражают не только сочувствие жертвам трагедии, но и восхищение способностью японцев к взаимовыручке и взаимопомощи. В эти дни более чем когда-нибудь вспоминаются слова свт. Николая Японского: «Все, что делается в Японии, более, чем всякое другое государство, должно интересовать Россию как непосредственную соседку ее на крайнем востоке. Оба государства - молодые, полные свежих сил и надежд на долгую историческую жизнь. Притом же, оба - совершенно различные по своему географическому положению, вследствие чего в будущем они могут только помогать друг другу, но не встречаться одно с другим на перекрестных дорогах и не мешать одно другому». Пусть эти полные надежды слова далеко не всегда оправдывались и оправдываются в истории, но именно они более любых других выражают подлинно христианское отношение к нашим соседям. Непросто вспоминать в своих молитвах тех, кого совсем не знаешь. И может быть, нам легче будет совершать их, вспоминая этого человека, основателя Японской православной церкви, до сих пор входящей в Русскую православную церковь, помня его неравнодушие и любовь к народу той земли, которая сейчас собирает все силы для борьбы с обрушившимся на неё несчастьем. Документ Его Превосходительству, господину Наото Кан, Премьер-министру Японии Ваше Превосходительство! Приношу Вам и всему народу Японии свои глубокие соболезнования в связи с самым сильным в новейшей истории страны землетрясением. Стихия унесла многие человеческие жизни, причинила боль и страдание тысячам и миллионам людей. Многие потеряли своих родных и близких, остались без крова. Русская Православная Церковь разделяет скорбь японского народа, обращает к нему слова утешения и поддержки. Молюсь обо всех погибших и пострадавших, а также о скором преодолении последствий природной катастрофы. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ *** Высокопреосвященнейшему Даниилу, Митрополиту Токийскому и всей Японии Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Христе Владыка! Чувство глубокой скорби и боли вызвали у меня известия о стихийном бедствии, произошедшем в северо-западной части Тихого океана и поразившем Японские острова. Необузданная стихия, принесшая одновременно землетрясение, цунами и пожары, стала причиной гибели многих людей, оказавшихся беспомощными и беззащитными перед ее разгулом. Тысячи людей остались без крова, нарушена жизнедеятельность целых районов и крупных мегаполисов. Продолжают приходить информационные сводки о все новых жертвах трагедии. Ваше Высокопреосвященство, в эти тяжелые дни вся Русская Православная Церковь вместе с Вами скорбит и молится о погибших и пострадавших в результате страшного бедствия, прося помощи Божией в скорейшем преодолении его разрушительных последствий. Примите самые искренние и глубокие соболезнования в связи с трагедией. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Можно ли говорить о вере языком философии? Как соединить веру и науку? Можно ли одновременно быть философом и богословом? Может ли опыт веры человека отражаться в его научных исследованиях? Эти и другие вопросы обсуждались на семинаре «Концепция философии Нового времени в контексте богословского образования», который прошёл 9 марта на кафедре философии и гуманитарных дисциплин Свято-Филаретовского института. Основную проблему философии Нового времени на примере текстов Декарта обозначил зав. кафедрой профессор Григорий Гутнер. Он описал коллизию между верой Декарта и его позицией как философа, которая отказывает ученому в возможности опираться на религиозную веру в процессе философского познания. Профессор СФИ Давид Гзгзян подчеркнул, что такая позиция неминуемо порождает вопрос о языке богословия и самой возможности для веры говорить на языке философии. Александр Копировский, профессор СФИ, преподаватель христианской и религиозной эстетики, поставил в связи с этой темой вопрос о возможности религиозной эстетики, поскольку она родилась в философской среде эпохи Просвещения, резко разделившей богословие и светские дисциплины, в том числе, эстетику. Диалог показал актуальность темы не только для преподавателей богословских дисциплин, но для более широкого гуманитарного и общественного контекста. Итогом разговора стало появление новых вопросов, которые планируется обсудить через месяц. Подобные специальные семинары проводятся по тематике научных исследований преподавателей кафедры. Цель этих семинаров - содержательно и методологически соединить результаты исследований и преподавание философии и гуманитарных дисциплин. На заседании кафедры преподаватели также обсудили возможности нового стандарта высшего профессионального образования, состояние выпускных квалификационных работ и обозначили тему следующего семинара - содержание и преподавание курса «Основы психиатрии» в программе богословского и религиоведческого факультетов СФИ. Информационная служба СФИ
В СФИ начался новый спецкурс по истории церкви, посвященный монашеству Специальный курс «Монастырская культура в России в XVIII - начале XX века» посвящен монастырям и монашеству в синодальный период. Автор спецкурса - заместитель заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ, научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия», доцент, кандидат исторических наук Глеб Запальский. Монастырская культура рассматривается автором как комплексное явление, включающее в себя духовное, просветительское, экономическое, политическое, военное, социальное, художественное, бытовое наследие монастырей и монашествующих. Курс состоит из пяти лекций и призван познакомить слушателей с источниками, историографией, типологией монастырей и монашествующих и особенностями монастырской культуры. Свято-Филаретовский институт и кафедра церковно-исторических дисциплин стремятся расширять сотрудничество с известными специалистами в области церковной истории. В 2008/09 учебном году спецкурс «Россия и христианский Восток XVII - XX века» прочитала доктор исторических наук Лора Герд. В январе прошлого года студенты СФИ познакомились с курсом лекций доктора исторических наук Михаила Шкаровского «Проблемы истории Русской Православной Церкви». Каждая из этих лекций представляла собой отдельную тему, интересную своим содержанием и привлечением архивных источников. Информационная служба СФИ
«Иной» - бороться или принять? 4 марта в Институте Философии РАН прошёл семинар-обсуждение книги «Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема» (М.: Языки славянских народов, 2010). Когда мы едем в другой город, а особенно в другую страну, мы испытываем дискомфорт, отчуждённость, нам сложно вступать в общение. То же происходит, когда у себя дома мы встречаемся с представителем другой культуры, и особенно остро эта проблема встаёт перед нами, если «чужие» постоянно живут рядом с нами. Что делать в этой ситуации: воспринимать её как данность, бороться с «чужим», пытаться сделать его своим, искать в этой ситуации новые открывшиеся возможности познания себя и мира? Эти и другие вопросы в связи с вышедшей научной монографией «Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема», посвящённой проблемам социальных, антропологических и религиозных различий между людьми, принадлежащими к разным культурным мирам, обсудили с авторами книги их гости - преподаватели и научные сотрудники Института Философии РАН, Института восточных культур и античности РГГУ и факультета религиоведения Свято-Филаретовского института. Главное достоинство книги - провоцирование у читателя размышлений и вопросов. Тема инаковости и её преодоления не может быть отнесена к чисто теоретическим. Андрей Игнатьев, доцент РГГУ и СФИ, сразу перенаправил дискуссию на семинаре в практическую плоскость: «Инаковость как предмет исследования - это ловушка. Истинно инаковое не может быть положено в мысли, и тем более не может быть предметом дискурса. Истинно инаковое может быть только предметом аффекта, и аффекта негативного». Любой человек приведёт не один бытовой пример, демонстрирующий серьёзность и болезненность этой темы. «Идея проекта возникла в 1998 году, - поделилась с участниками семинара одна из авторов книги, кандидат культурологии, сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ Ольга Бессмертная. - Тема родилась в обсуждении понимания культуры как возможности общения и возникающих в связи с разницей культур проблем в общении». Ценно, что в книге делается серьезный акцент на герменевтике, т.е. на осмыслении применяемой в исследованиях методологии, её возможностей и ограничений. На это обратила внимание собравшихся зав. кафедрой Священного писания СФИ Лариса Мусина: «Стремление понимать изучаемый материал изнутри него самого ведёт к более глубокому постижению действительно иного и неизвестного и в то же время отрезвляет, даёт возможность видеть границы достижимого на данный момент». Обсуждение не обошло и тему диалога с исламом - был поднят вопрос о современном восприятии ислама в России. Вопрос возник в связи с тем, что в книге представлены бывшие в нашей истории подходы к восприятию мусульманского мира, с одной стороны, рисующие ислам как порождение искаженной, болезненной религиозности, а с другой - попытки понять его как другой религиозный опыт, который нуждается в изучении и понимании. «Какой подход преобладает сейчас?» - задал вопрос профессор СФИ Александр Копировский. По мнению сотрудника сектора философии исламского мира ИФ РАН доктора философских наук Ильшата Насырова, «мусульманская община в современной России глубоко неоднородна. Правильнее говорить об этнических общинах, традиционно исповедующих ислам, идентифицирующим критерием которых выступает именно национальный, а не религиозный фактор». Говоря о преодолении инаковости как ощущения чуждости, в том числе в христиано-исламском диалоге, профессор СФИ Давид Гзгзян подчеркнул, что в таком разговоре важна конкретика: решающее значение имеет то, какие христиане и какие мусульмане будут взаимодействовать. Такое преодоление возможно из понимания, что подлинный интерес к иному - это в конце концов интерес к себе. Сейчас, однако, налицо серьёзный дефицит такого рода интереса. В заключение обсуждение вышло на антропологический и богословский аспекты проблемы инаковости. Декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина поблагодарила авторов книги за постановку проблемы инаковости как антропологической, что рождает дальнейшие размышления и помогает найти подход для знакомства с различным религиозным опытом в контексте обучения религиоведению. Подводя итоги обсуждения, ведущий научный сотрудник и преподаватель РГГУ, доцент СФИ Алексей Журавский призвал помнить, что с инаковостью сталкивается каждый человек. Даже Бог в нашей жизни первоначально появляется как Иной, перед Кем мы испытываем ужас. Тема инаковости для любой гуманитарной, да и не только гуманитарной науки поистине фундаментальна. Информационная служба СФИ КИФА №4(126) март 2011 года |