РЕПОРТАЖ: Принципы и практика катехизацииВ Москве начала работу IV богословско-практическая конференция «Традиция святоотеческой катехизации: пути возрождения»В стенах Свято-Филаретовского православно-христианского института священники и миряне начали обсуждение проблем оглашения взрослых людей, желающих по-настоящему войти в церковную жизнь.  Пленарное заседание
«Для нашего института это четвертая конференция. Первая была посвящена церковному искусству, вторая - проблемам миссии, третья - проблемам духовного образования, и сейчас - катехизации. Мы очень рады тому, что в этом году и Рождественские чтения, традиционно проводящиеся в Москве, тоже в большой степени были посвящены этим проблемам. Конечно, мы видим в этом благословение Божие, благословение нашей иерархии и патриарха», - сказал, открывая конференцию, ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков.  Проф.-свящ. Георгий Кочетков, ректор СФИ
В первой половине дня было представлено два доклада: стремление посвятить значительное время на непосредственную дискуссию было принципиальной позицией организаторов конференции. О трех группах принципов святоотеческой катехизации - общих, методологических и методических - рассказал в своем докладе профессор СФИ Давид Мкртичевич Гзгзян. Центральным в его докладе «Особенности святоотеческой катехизации (цель, значение, критерии оценки качества) и ее продолжение в современной церковной жизни» стал тезис о том, что катехизация в первые века христианства была не отдельным направлением ее деятельности, но самой внутренней жизнью церкви.  Проф. Д.М. Гзгзян, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ
Говоря об общих принципах, докладчик выделил значение слова «воцерковление», которое было важнейшим основанием катехизации в святоотеческую эпоху. Ведущим признаком осуществившегося воцерковления было обретение катехуменом деятельного покаяния и дара служения. Деятельное покаяние всегда имеет внешнее выражение - сужение жизненного пути. Обретение дара служения означает, прежде всего, появление личной ответственности за дело Христово на земле. Группа методологических принципов, предложенных Д.М. Гзгзяном, включает в себя достижение принципиального единства закона веры, закона жизни и закона молитвы катехумена. Докладчик подчеркнул необходимость личностного характера оглашения, а также всецелого соучастия церкви, общины в деле катехизации. Наконец, методические принципы включили в себя cообразование с возрастными и социальными особенностями оглашаемых, диалогичность и постепенность в огласительном процессе. Прот. Евгений Горячев, настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбурге начал свой доклад с личного свидетельства: «Мое отношение к Свято-Филаретовскому институту можно сформулировать, перефразировав строчки М. Цветаевой - Вашим трудам, как драгоценным винам, настанет свой черед».  Прот. Евгений Горячев, настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы (г. Шлиссельбург)
Его доклад был посвящен «Современной практике подготовки к крещению в свете традиции святоотеческой катехизации». В первой части доклада он рассказал о своем опыте проведения краткого оглашения, состоящего из трех бесед перед крещением в течение месяца. В основу его положены слова Спасителя: «Я - Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6). Первая из этих бесед посвящена участию в церковных таинствах. Главная ее интенция в том, чтобы желающие креститься осознали необходимость для исполнения заповедей обращаться к Богу за благодатными силами, подаваемыми в церковных таинствах. Вторая беседа посвящена разъяснению, что участие в таинствах не может быть механическим. Важно не только участвовать в таинствах, но и жить жизнью церкви. Важно, чтобы приступающий к крещению понимал, что христианин не может жить в церкви без непрестанного покаяния, молитвы и поста. Третья беседа представляет из себя расширенный комментарий к слову «жизнь». Оглашаемый должен понимать, что жизнь во Христе - это не хобби, а вся жизнь целиком. Именно это и есть святость, т.е. посвященность Богу, к которой призван каждый христианин. Отец Евгений подчеркнул, что сам считает свой опыт промежуточным. Он уверен, что будущее - за длительной катехизацией. Для этого важным было бы создание огласительных центров в епархиях, в которых аккумулировался бы накопленный опыт катехизации и разрабатывались бы методики оглашения.  Свящ. Игорь Киреев, заведующий сектором катехизации и воскресных школ ОРОиК
Последующая за каждым из докладов дискуссия сразу же вывела участников на практические вопросы катехизации. Так, например, разговор о необходимости собеседования с оглашаемым перед началом катехизации, показал сложность стоящей перед катехизатором задачи: с одной стороны, испытать намерения оглашаемого, чтобы он понимал всю серьезность совершаемого им жизненного выбора, с другой - не допустить некой «селекции» желающих принять крещение.  Дискуссия
Также в дискуссии была отмечена необходимость различения миссии и катехизации: миссия - это возвещение о Христе, которое слушающих ни к чему не обязывает, а катехизация - это вступление на путь, который имеет определенные условия. В частности, одним из принципиальных условий на оглашении является вопрос веры и доверия Богу и старшим в церкви. Без этого невозможно говорить об успешности оглашения. Эти и другие мнения получили развитие в работе круглого стола «Кто несет церковную ответственность за оглашение в наше время?». Информационная служба СФИ
СПРАВКА В открытии конференции принимали участие более 70 священников и мирян из 5 стран - России, Беларуси, Германии, Румынии и США - и 12 епархий РПЦ. В работе первого заседания участвовали ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков, представитель ОРОиК свящ. Игорь Киреев, декан Миссионерского факультета ПСТГУ прот. Николай Соколов, сотрудник Синодального миссионерского отдела прот. Димитрий Карпенко (Белгород), исповедник веры прот. Павел Адельгейм (Псков), настоятель Свято-Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирск прот. Андрей Юревич, преподаватель Нижегородской духовной семинарии свящ. Максим Антоненко, клирик собора св. Серафима Саровского в Далласе диакон Грегори Конли, иподиакон архиеп. Даласского Димитрия (Ройстера), иконописец и катехизатор Владимир Григоренко, преподаватель Новокузнецкой духовной семинарии прот. Игорь Кропочев, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно прот. Александр Лаврин, катехизатор прихода во имя вмч. Пантелеимона Андрей Мололкин (Кельн), проректор СФИ Д.С. Гасак, ученый секретарь СФИ А.М. Копировский, руководитель Методического центра по миссии и катехизации СФИ В.И. Якунцев и многие другие. |