| Протест епископа Варнавы   Варнава (Беляев), еп. «Дядя Коля» против... Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950 - 1960 / Сост., вступит. очерк, коммент. П.Г. Проценко. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2010 - 864 с., ил.
   «Записные книжки», будучи личным подвигом бывшего зека, - не просто свидетельство историческое, но молитва о возвращении жизни в изуродованное сознание российского общества П. Проценко. Из предисловия к книге ««Дядя Коля» против».    Епископ Варнава (в миру - Николай Беляев, 1887-1963) три года провел в советских лагерях (1933-1936), затем жил в Томске, а в 1948 году переехал в Киев, где вел тихую, внешне ничем не примечательную жизнь. Для соседей епископ был просто «дядей Колей». С октября 1950 года он начинает вести записные книжки (от более раннего времени сохранились только разрозненные заметки). Эти материалы дополняются газетными вырезками, фотографиями, рисунками. И в результате получился многостраничный репортаж из советского зазеркалья, интересный современному читателю самой возможностью погрузиться в атмосферу эпохи, в ее внутреннюю проблематику.  По мнению составителя и редактора книги Павла Проценко, епископ Варнава «создал макет позднего сталинизма. Поздний сталинизм был царством декларируемого, провозглашаемого всеобщего счастья. Все настоящие люди полностью реализовывали себя в счастливом сталинском мире благодаря Вождю и единственно правильному учению. Но это счастье Варнава не принимал. Он непрерывно вел диалог с этим радужным миром и убеждался, что не может жить с такой радостью». Сталинизм, по мысли Варнавы, придавливает человека. Так, целая серия записей называется «В СМУ», где идет рассказ о нравах в строительном управлении. Рабочие задавлены, но в их душах теплится какая-то искра. Епископ Васильсурский Варнава (Беляев), викарий Нижегородской епархии. 1921 г.
 Многие записи автора являются драгоценным материалом для истории повседневности. Без обиняков Варнава описывает быт столицы Украины, пересказывает с комментариями всевозможные слухи, фиксирует самые разные фигуры поведения. Скажем, приводит случай, когда рабочий и солдат в трамвае жаловались друг другу на жизнь и ругали власти. И их не арестовали! А ведь случалось, и не раз, когда к похожим собеседникам подходил человек в штатском и просил пройти в милицию. Говорит Варнава и о таких вещах, как распущенность нравов в молодежных общежитиях. И вспоминает царское время - что было тогда прилично, а что нет.  Эти качели, эта постоянная обращенность к дореволюционной России не имеет и намека на стилизацию. Потому что автор сам хорошо помнит, как учили, как воспитывали при царизме, и какой реальной свободой обладал человек. Например, дядя Коля замечает, что современный труженик имеет право на двухнедельный оплачиваемый отпуск. А в дореволюционной России рабочие и крестьяне отдыхали неделю на Рождество и неделю на Пасху, а также не работали и в другие двунадесятые праздники. За всеми декларативными лозунгами, замечает Павел Проценко, автор видит двойное дно и злой умысел идеологии. Поэтому всегда в своих описаниях и рассуждениях он встает на сторону «загнивающего запада». Собственно антикоммунизм Варнавы - предтеча радикальной «антисоветчины», охватившей значительные слои советской интеллигенции более позднего времени. При этом борьба с идеологией иногда идет у Варнавы в ущерб здравому смыслу. Так, он жестко критикует Московскую патриархию за ее участие в миротворческих акциях советского правительства. «Сейчас пропагандируют мир, и даже Московская патриархия ввязалась в эту компанию. Но иное есть мир Христов, а иное мир в шайке разбойников», - пишет он. Но при этом совершенно не принимает во внимание то обстоятельство, что мир, действительно, находится на грани войны, в которой погибнут и правые, и виновные.    «Борьба за мир» Русской православной церкви имеет и конкретную ценность: мир, пускай искаженный, испорченный идеологией, но жизнь, реальная жизнь, в которой  человек может духовно возрастать, спасаться.    Конечно, была в этой церковной «борьбе» и другая сторона, на которой сосредоточился Варнава - обслуживание идеологических заказов власти. Епископ Варнава с горечью констатирует активное участие в «борьбе за мир» духовенства. Например, он выписывает слова патриарха Алексия I на IV всесоюзной Конференции сторонников мира. Призыв патриарха «не только продолжить, но и углубить и усилить дело борьбы за мир» («Правда», 04.12.1952). Любопытно, что в контексте этих размышлений появляется имя знаменитого святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). По точному замечанию Варнавы, проповедь архипастыря, опубликованная в Журнале Московской патриархии (ЖМП, №1, 1948), переполнена выражениями из коммунистических газет. «Нельзя повернуть колесо истории вспять», «поджигатели войны», «желание новых военных прибылей и стремление США к экономической и политической власти над всем миром». «Как это относится к началу личного спасения и к Христову миру во Святом Духе?» - спрашивает епископ Варнава. А по поводу слогана «фашистское греческое правительство» говорит, что для архиерея оно должно быть братским, православным, поскольку стоит на страже церковных интересов. Епископ Варнава. Киев. 1950 г.
 Варнаву не устраивает компромиссная позиция Луки. Хотя он видит в нем масштабную личность. Страницей выше с восхищением пишет, что Лука выступал перед медицинскими работниками в рясе и «ученая публика удивлялась этому несоответствию».  «Когда я был в гонениях и странствиях, перемещаясь по своей и чужой воле с Волги в Среднюю Азию, потом в Москву и оттуда в Сибирь и еще кой-куда, то случалось мне сталкиваться с его почитателями и почитательницами, - с легкой долей иронии говорит Варнава. -  Они показывали его карточки - в домашнем кабинете, в архиерейском облачении».  Ирония Варнавы связана с тем, что Лука «был ориентации митрополита Сергия, в последний период его правления». Варнава считал, что нельзя идти на союз с безбожниками. И уж тем более подавать им помощь в виде церковных таинств. Поэтому он с неодобрением пересказывает легенду,  воспринимаемую им как реальность, что Лука по приглашению умирающего М.И. Калинина посетил его, исповедовал, соборовал и причастил. Катакомбного епископа пугала советско-церковная симфония, которая пародировала дореволюционную. Советские люди в массе своей предали Христа, демонстрируя образцы идеологической зашоренности, гордыни и черствости. Между христианским и коммунистическим мировоззрением лежит пропасть. И Церковь не может идти по одному пути со строителями коммунизма. Потому что этот путь ведет к пропасти. Епископ Варнава считал, что коммунисты стремятся любой ценой уничтожить все, что лежит в другом измерении. Он противился коммунистическому раю, в котором невозможно жить. Вся символика «Записных книжек» сводится к нескольким простым и ясным обозначениям, выражаемым, в частности, в названии «Дядя Коля против...».  И сегодня, когда советские мифы вновь оживают, его протест представляется важным и значимым.  В заключении невозможно не отметить филологический аппарат издания. Книга снабжена именным и тематическим указателями, подробными примечаниями и обширной вступительной статьей.   Борис Колымагин КИФА №6(112) апрель 2010 года       |