Митрополит Минский Филарет: «Без радости о Воскресении Христовом убога и бессмысленна становится жизнь христианина» 21 марта главе Белорусской православной церкви исполнилось 75 лет. Митрополит Филарет ответил на вопросы белорусских СМИ, в том числе и на многие вопросы «Комсомольской правды» в Белоруссии». Для меня понятие Родины никогда не было связано ни с государственной идеологией, ни с патриотической риторикой. В духовном смысле Родина состоит из тех мест, где мы повстречались с Богом и обрели свободу. Свободу в самом высоком, я бы даже сказал, священном смысле, о котором святой апостол Павел сказал коротко и ясно: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17). - Ваш отец привил Вам любовь к литературе, к русской классике, к книге вообще... Не только он, но и Ваши ярославские предки любили театр. Какие книги Вы перечитываете, есть ли у Вас любимые спектакли, актеры? - Вот незадача... Всякий раз, когда мне задают вопрос о художественной литературе, я перечитываю именно «Евгения Онегина». Могут подумать, что ничего другого я и не читал! Ну что ж? Не только «Онегин», но и весь Пушкин - это «энциклопедия русской жизни», как учили в мое время в средней школе. И это действительно так! Какая культура речи, какой образный мир в его стихах, в прозе! А еще я очень благоговейно отношусь к «Исповеди» блаженного Августина - поистине великой книге, которая представляет собой образец богословской, документальной, биографической, исторической и в высшей степени художественной литературы. Театр, скажем так, не входит с круг моих личных интересов, и потому актеры и режиссеры известны мне больше как общественные деятели... Но в литературном плане творческое наследие Александра Николаевича Островского вызывает мое глубокое уважение своим христианским богословием повседневной жизни. Думаю, что именно поэтому к его пьесам обращаются по сей день, и они интересны и понятны людям не только девятнадцатого, но и двадцатого, и двадцать первого столетий. - Почувствовала ли Церковь кризис? Люди стали меньше жертвовать или наоборот, чаще заходить в храм? - Начнем с того, что Церковь - это верующие люди, которые объединяются в общины, строят храмы и наполняют их жизнью по канонам своей веры. Они приходят в храм как в Дом Божий и жертвуют на его благоустроение от души и по возможностям. И потому Ваш вопрос по своей логике обращен не к Церкви, а к расчетно-кассовому центру. Давайте постараемся адекватно представлять себе то, о чем идет речь. - Требования Церкви к верующему не меняются веками, в то время как жизнь очень меняется... Или, все же, Церковь тоже стала более современной? Если это так, то в чем происходят перемены? - Знаете, а ведь Церковь на самом деле ничего от человека не требует - ни от верующего, ни от неверующего. Она лишь предлагает ему так называемый «царский путь» земной жизни, который продолжается и в Жизни Вечной. Хочешь идти этим путем, - Бог тебе в помощь. Но прими к сведению правила и советы, опыт и мудрость тех, кто этот путь прошел и знает о нем не понаслышке. И первым советником на этом пути является Тот, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), - Христос Спаситель. Все Его заповеди, наставления, советы и предостережения изложены в Евангелии и разъяснены в Деяниях и Посланиях святых апостолов. Изучил эти основы основ? Можешь углубиться к истокам, открывать мудрость Библии и постигать смысл Священной Библейской истории. Хочешь примеров - вот перед тобой жития святых от начала человеческой истории до сего дня. Постигай их логику, старайся понять их мотивы, пробуй применить к себе их опыт. Желаешь молиться - вот молитвослов, в котором собраны молитвы тех, кто преуспел в этом деле больше других. Пойми их, примени к своему сердцу, и тогда ты научишься развивать диалог с Богом своими словами. Желаешь поститься - вот правила монастырские, вот мирские: делай то, что тебе по силам. Итак, где здесь требования? Их нет, но есть предложение быть своим на «пиру веры», по Пасхальному слову святителя Иоанна Златоуста. Но коль уж ты встал на этот путь, то будь благоразумен и соблюдай принятые правила, чтобы не впасть в излишества и самочиние, потому что это приводит к безумию. Церковь всегда современна. Но не технические новинки определяют признаки ее современности, а знание души человека, любовь к человеку и умение соединить человека с Богом в любой миг истории и в любой части света. И чем больше в церковном лоне таких людей, таких архиереев и священников, таких монахов и мирян, таких проповедников и героев веры, - тем более она современна и, я бы сказал, своевременна для своих соотечественников. А перемены в Церкви состоят в том, что она находит в себе человеческие силы для того, чтобы оставаться самой собой среди всех новшеств технического прогресса, во всех хитросплетениях всемирной истории, на всех виражах мировой культуры. - И все же у современного человека часто не хватает времени и сил, чтобы исполнять все - побуквенно и до тонкостей, - предписания...Идет ли Церковь навстречу таким прихожанам? - В Вашем вопросе чувствуется старинная фарисейская закваска, которая превращает веру и дела веры в «побуквенное и до тонкостей» исполнение... Следование правилам - дело посильное и добровольное. Однако оно требует внутренней дисциплины и честности перед своей совестью и перед Богом. И никакой бунт против правил на основании того, что они вам не подходят или не нравятся, здесь не уместен. Любой христианин, который умеет работать над собой, скажет, что до тех пор, пока он не очистил душу покаянием, он не смог понять Евангелия. Любой христианин, противостоящий болезни, подтвердит, что без практики поста ему было бы гораздо труднее выздороветь. Любой христианин, борющийся со страстями и бесовскими искушениями, будет свидетельствовать, что «сей... род изгоняется только молитвою и постом», как и предупредил Христос Спаситель (Мф. 17: 21). Издавна существуют такие правила, что для путешествующего облегчается пост, что для военнослужащего сокращается время богослужения, что для тяжко болящего допускаются исключения из общих правил подготовки к Причастию... Существует, наконец, молитвенное правило преподобного Серафима Саровского для тех, у кого недостает времени и сил. Но человек в обычных условиях сам должен быть достаточно объективен и строг по отношению к своему состоянию и своим возможностям, чтобы ему не превратиться в симулянта перед лицом Божиим. - Осваивает ли Церковь Интернет, чтобы привлекать прихожан через информационную сеть? За рубежом уже говорят об исповеди в Интернете, о сборах пожертвований по новым цифровым технологиям... - Для Церкви Интернет - это не более чем инструмент. Причем, далеко не универсальный... Быстрый доступ к нужной информации, скорость обмена данными, оперативность в распространении информации: все это замечательно и бесспорно. Но болтовня, сплетни, ни к чему не приводящие споры - это убийство времени. Полагаю, что многие совершают это убийство от одиночества или из-за каких-нибудь личных комплексов, нереализованных амбиций... Согласитесь: ведь, по правде говоря, во всемирной информационной сети человек еще более одинок, чем наедине с собой. Потому что он не несет ответственности ни за себя, ни за кого... А первопричина одиночества как раз и состоит в отсутствии или в нежелании личной ответственности перед конкретным человеком и обществом Общение с собеседником, лица которого не видишь и голоса не слышишь, - взаимно безответственно. А значит - большей частью бесплодно и для души, и для сердца. В результате человек вообще может потерять навык общения с реальным миром и живыми людьми! И тогда на смену настоящей жизни приходят психические расстройства и разрушение социальных основ личности. Вот почему нет смысла говорить о привлечении новых прихожан через информационную сеть. Ведь в Церкви все и перед всеми - лицом к лицу, рука об руку, глаза в глаза. Это относится в равной степени к живым и умершим, к прихожанам и к иконам, к человеку и к Богу. К этой реальности приходят не через Интернет, а через пот, слезы и кровь настоящей жизни. Какой сегмент в Интернете занимает совесть? Вот именно: никакого, потому что она - в сердце человека и в лоне Творца. Потому и не стоит придавать инструменту большего значения, чем инструментальное. Иначе польза от него может обернуться вредом. - Что из происходящего в школах, ВУЗах не следовало бы делать? Например, в одном из интервью Вы высказывались против конкурсов красоты... - Мне не кажется правильным то, что нарушает цельность замысла и целенаправленность его воплощения в жизнь. Если начальная и средняя школы дают общее базовое образование, то миссия высшей школы - профессиональная специализация на фоне широкого технического или гуманитарного кругозора. Таков, по крайней мере, замысел. Мне трудно понять и принять то обстоятельство, что молодежное озорство, творческие самовыражение студенчества и даже формы его досуга нередко перетекают в коммерческое русло. Разве не очевидно то, что «клубы веселых и находчивых» давно превратились в бизнес, который одним приносит доходы, а других использует как материал для переработки? Возможно, для какой-то части студентов превращение в гороховых шутов - это более привлекательная перспектива, чем карьера серьезных специалистов. Как ни печально, но в этом проявляется естественный отбор... Но когда на ВУЗовских полях пасутся так называемые модельные агентства и их подобия, нарушается базовая логика высшего учебного заведения. И, к сожалению, нередко это нарушение цельности, это размывание ценностей, которые лежат в основе студенческой природы, приводит к весьма драматическим последствиям, разбитым судьбам и искалеченной психике. - Как известно, в воспитании и образовании человека принимает участие немалое число лиц: родители, воспитатели, учителя, преподаватели ВУЗов... И в духовной жизни тоже необходим опытный наставник, советчик. Как христианину найти себе духовного руководителя? - Очень просто. Во-первых, нужно не бояться личной ответственности перед Богом и перед людьми за принимаемые решения, за тот выбор, который осуществляется в конкретных жизненных ситуациях. Во-вторых, следует уметь прислушиваться к своему сердцу и поступать по совести и по здравому смыслу: здесь я хотел бы подчеркнуть это сочетание совести и смысла, потому что они взаимно контролируют и дополняют друг друга. В-третьих, надлежит молиться Богу, своему святому покровителю, своему Ангелу о том, чтобы такая встреча состоялась. И, наконец, в-четвертых, надо учиться вдеть путеводные знаки, которые ведут вас к духовно близкому человеку. А когда наступит день, и вы встретите такого человека, следует трезво и однозначно убедиться в том, что этот руководитель не подавляет вашу волю, не стремится подчинить себе вашу личность, не отдает приказов, - но оставляет вас свободным в выборе того, следовать ли его советам или поступать по-своему. И даже если вы поступили по-своему и ошиблись, то убедитесь, что он не упрекает вас, но с любовью и терпением помогает исправить допущенную ошибку. - Какой наказ Вы хотели бы дать священнослужителям, которые совершают свое служение в белорусской глубинке? - Никогда не допускать того, чтобы служение Богу и людям становилось привычкой. Каждый человек неповторим, это - целый мир, и этот мир всегда требует внимания, деликатности и любви. Так Христос относился к людям, которые окружали Его: внимательно, очень терпеливо и бережно, с неизменной любовью. Я бы пожелал каждому священнослужителю сохранять в сердце то волнение, тот трепет, которые были пережиты им во время таинства Рукоположения, в часы первого в их жизни совершения Божественной литургии. И еще мне бы хотелось пожелать, чтобы каждого человека, который приходит в храм, приступает к исповеди или просит духовного совета, наши священнослужители воспринимали как самого главного человека в своей жизни. - Жизнь человека на земле - это действительно срок, который является подготовкой к вечной жизни? В таком случае, у каждого он свой... И что нужно успеть сделать за этот промежуток времени? - Жизнь - это не срок... Это прекрасное время, мужественное и суровое, нежное и увлекательное, интересное и трудное. Время подготовки к Вечности - да, в этом Вы правы. И надо успеть сделать одно дело, которое каждым достигается по-своему, неповторимыми способами, уникальными средствами: нужно стать Человеком, который достоин быть образом и подобием Бога, своего Творца. - Есть смертные грехи, а есть мелкие, которым люди подвержены ежедневно. Какой из этих повседневных грехов наиболее опасен для души? - Думаю, что это зависть. Она происходит от уязвленной гордыни, которую называют матерью всех грехов. Зависть легко приводит к озлоблению и к предательству; зависть калечит человека и делает несносной и его жизнь, и жизнь окружающих. Зависть сравнима с раковой клеткой: это своеобразная онкология души. Давайте посмотрим, что говорит о зависти Библия. Вот, в Притчах царя Соломона: «Зависть - гниль для костей» (Притч. 14: 30). Вот в его же книге Премудрости сильно сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 24). Дальше Евангелист Марк свидетельствует, что Понтий Пилат стремился отпустить Иисуса Христа, «ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Мк. 15: 10). А вот апостол Иаков пишет: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3: 16). Казалось бы, мелкий бытовой грешок, - и вот какова его разрушительная сила, или, по выражению христианского писателя Клайва Льюиса, «мерзейшая мощь». Впрочем, должен предупредить, что мелких грехов не бывает, они лишь кажутся такими маленькими, незначительными, почти безобидными. Любой из так называемых мелких грехов может в мгновение заполнить собой все сердце, весь разум человека и изуродовать их. Например, постоянная бытовая раздражительность может привести к яростной вспышке гнева по ничтожному поводу, а этот взрыв способен разрушить человеческие отношения, привести к преступлению, сломать жизнь... - Мы сейчас живем в сложном мире, в котором не всегда находится время для радости. Неурядицы, кризисы, в том числе финансовый, накладывают на жизнь и на душу тягостные отпечатки. Как всё-таки избежать уныния? Ведь уныние, по утверждению Церкви, смертный грех. - Мир всегда сложен... А насчет радости не могу с Вами согласиться. Она буквально разлита вокруг нас, ею пронизано все вокруг, но... но мы ее не замечаем - или не умеем, или не хотим. Особенно когда мы привыкаем к хорошему. Разве способность двигаться - это не радость? Вот только понимаем мы это тогда, когда наступает ограничение этой способности. Радость зрения, радость слуха, радость общения - поговорите о ней с человеком, который лишен зрения или слуха, с одинокой женщиной или забытым стариком. Дело не в том, что нет радости, или, как Вы сказали времени для радости... Дело в том, что мы не всегда умеем благодарить за ту радость, которая кажется нам неотъемлемой нормой, пока мы ее не потеряли. Что касается греха уныния, то он представляет собой нечто большее, чем просто отсутствие радости или времени для радования. Уныние - это неблагодарность Творцу, это неспособность надеяться, это предпочтение плена свободе. Уныние можно сравнить с параличом воли, который наступает постепенно. Яркий пример развития и действия этого греха приведен в библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства. Он поник лицом и притворяется глухим, но он предварит тебя там, где и не думаешь. И если недостаток силы воспрепятствует ему повредить тебе, то он сделает тебе зло, когда найдет случай» (Сир. 19: 23). Уныние - это очень тяжкое состояние, которое преодолевается только мужеством и решимостью. Мне вспомнился пример Уинстона Черчилля, который в своей жизни не раз переживал тяжелые периоды депрессии. Но при этом его девизом были слова: «Никогда не сдавайся. Никогда, никогда не сдавайся!», - именно в такой формулировке. - Как научиться понимать и прощать своих родных, близких и вообще людей со всеми их недостатками и грехами? - Для начала нужно постараться четко осознать, что ты собою представляешь. Легко ли другим понять и простить тебя со всеми твоими недостатками и грехами? Чем легче ты прощаешь самого себя, тем сложнее тебе простить другого человека, и наоборот. Мне очень нравится выражение одного из подвижников веры, который сказал, что все люди - раненые в битве. А раненых не добивают: их выносят с поля боя и стараются спасти. - Что доставляет Вам наибольшую радость? - Радость о Святой Пасхе. Больше этой светлой радости о Воскресшем Христе Спасителе быть не может. «Если Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15: 17). Без радости о Воскресении Христовом убога и бессмысленна становится жизнь христианина. Большая радость для меня видеть как Христос воскресает в сердцах людей, преображая их жизнь, изменяя их сознание. Такие люди излучают добро, являя образец жертвенной любви в служении ближнему. Христос воскресе! «Комсомольская правда - Беларусь» www.blagovest-info.ru |