Шесть тысяч имен 11 декабря отцу Павлу Алексахину исполнилось бы 90 лет «Благородное это дело - верить в Господа Бога, хорошие мои. Только без работы над собой ничего не выйдет». Эти слова отца Павла могли слышать многие, кто приезжал в гости к общине «беседников» в село Красные Ключи Самарской области. Говорил он это и нам, воцерковленным христианам, и тем людям, которые как бы «случайно» заехали в гости к старцу - верующим и атеистам. Движению «беседников», восходящему к традиции преподобного Серафима Саровского, уже более 200 лет. Небольшая община христиан, строго придерживающаяся аскетических правил, определенных преподобным, смогла пережить революцию, страшные 30-е годы, войну, запреты, гонения, ссылки старцев и при этом сохранила совершенно удивительный и иной для современного секулярного мира дух кротости, послушания и молчания. Для того, чтобы приобщиться к этом опыту, в гости к «беседникам» приезжают паломники из разных городов. - О «беседническом» опыте лично мне говорить и легко, и трудно. Легко, потому что этот опыт я искал. Трудно, потому что это, как «случайно» найденная жемчужина. Для тебя это жемчужина, а для других это просто симпатичная безделушка, - пишет Андрей Ошарин, сопредседатель братства «Трезвение», который был в Красных Ключах неоднократно. - Почему я его искал? Видимо, на определенном этапе развития духовной жизни (если это развитие вообще присутствует) ты вдруг начинаешь понимать, что буксуешь. Все делаешь как всегда, вскакиваешь, бежишь по первому зову, даже стараешься все подчинить этому зову, а ничего не происходит. Совсем ничего. Мое состояние было похоже на то, о чем писал Сергей Николаевич Булгаков в своей статье «Героизм и подвижничество». Можно совершать «героические» поступки раз от разу, а вот навыка жить в постоянном труде, духовной собранности - этого нет. Даже если есть желание, не выдерживаешь, хочется попросить «отпуск» у Бога, устаешь. Здесь нужен навык, привычка, выработанная годами, наскоком этого не добьешься. Это «беседнический» опыт, и это очень важно. О. Сергий Булгаков пишет, что русская интеллигенция вообще по преимуществу не способна к долгому, порой изнурительному созидательному труду. В «Философии хозяйства» он писал, что героизм порождает соперничество и соперников, а подвижничество - созидателей и соработников. Действительно, порой мы делаем в христианстве только то, что нам нравится, и довольно умно можем обосновать, почему мы не будем делать ничего другого. Слова умные (недаром мы учились в школе), а мотивация очень прозаична: «не нравится копать, хочу преподавать». И тут «беседники»: никто не спрашивает тебя, нравится тебе полоть турнепс или нет, слово даже по времени не расходится с делом. Отец Павел, учитель по образованию, после войны познакомился с Сергеем Филипповичем Космировым, который тогда стоял во главе «беседников». После нескольких лет общения будущий отец Павел окончил семинарию и был направлен на службу в Покровский храм Самары (тогда Куйбышева) и в храм близлежащего села. Он сразу обратил на себя внимание местных жителей, потому что, в отличие от прежних «батюшек» совсем не пил и активно проповедовал Христа. Об этом довольно быстро узнал местный отдел КГБ, где появились следующие записи: «Член КПСС, учительница тов. Гребенникова говорит: При Алексахине увеличилось число обрядов и число прихожан церкви. До Алексахина говорили, что церковники пьянствуют, грабят и прочее, а при нем прекратились такие разговоры. Счетовод сельсовета тов. Сундеев говорит: При Алексахине внимание верующих к церкви усилилось. Старухи говорят, что таких верующих попов еще не было в церкви с. Заплавное. Зав. семилетней школой Пантелеева заявила: С Алексахиным трудно разговаривать, т.к. у него очень сильно подвешен язык. В результате такой деятельности Алексахина и организованного им актива увеличилось посещение церкви, количество обрядов, стала ходить в церковь молодежь. Не случайно в 1957 году венчалось в церкви 8 комсомольцев. Даже коммунист Лисенко, 45 лет, кузнец Борской МТС, венчался в церкви и сын комбайнера Телегин, окончивший среднюю школу, поступил в Саратовскую духовную семинарию». За это подвижничество отец Павел был «сослан» в глубинку - село Красные Ключи, где и был призван на служение старца в общине «беседников» в 1977-м году. Отец Павел сочетал духовное руководство с руководством вполне практическим. Каждое утро члены общины сходились к нему за благословением на работы. Глубокая вера, добросовестная работа и общая жизнь - то, что выделяет «беседников» сегодня. Когда в прокат вышел фильм «Остров», отец Павел очень хотел его посмотреть, и после просмотра картина ему вроде бы понравилась, а потом он спросил: «И что дальше? Что это дает для спасения?» Такой меркой он предлагал каждому из нас измерить свою жизнь. Что в ней останется? - Главное - не отчаивайтесь,- говорил нам, приезжим, отец Павел. - Господь милостив. Если бы он наказывал нас по справедливости, никто бы не дожил до семилетнего возраста. Ну, все, идите с Богом, помоги вам Господи. Мы знали, что у отца Павла есть особая тетрадь, куда он заносил имена тех, с кем общался. Три раза в день он упоминал их в заздравной молитве. Шесть тысяч имен. Строгие аскетические правила жизни позволяют «беседникам» восходить. Это та лестница, которая помогает делать конкретные шаги вместе со Христом. И по этим правилам человек видит, где он находится, где он проваливается. - «Беседники» имеют чувство глубокой благодарности к тем людям, которые их научили и передали опыт этой жизни, - говорит Андрей Ошарин. - Они поверили этому опыту, а потом проверили своей жизнью, отсюда и благодарность, и трепетное отношение к другому, послушание друг другу. Поэтому у «беседников» становятся реальными слова апостола Павла: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим 12:10). Митрофорный протоиерей Павел Алексахин отошел ко Господу 7 апреля 2008 года в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Елена Кудрявцева. Материал с сайта Преображенского содружества http://psmb.ru Фото Евгения Фоминых КИФА №16(106) декабрь 2009 года |