ПРАВОСЛАВИЕ ПРИЗВАНО БЫТЬ ОТКРЫТЫМИнтервью с ректором СФИ проф.-свящ. Георгием Кочетковым Кифа: Похожи ли конгрессы Западноевропейского братства на соборы Преображенского братства? Свящ. Георгий Кочетков: В чем-то похожи, в чем-то не похожи. С одной стороны, похожи, потому что это большое собрание народа, который хочет найти какое-то общение, общую жизнь, общее служение, который просто чего-то хочет в церкви. Это уже само по себе в наше время немало. Люди тратят на это деньги, тратят на это время. В Европе это все считается более тщательно, чем в России, и ценится больше. Поэтому то, что люди приезжают в большом числе – важно. Это говорит о том, что в этих церквах есть жизнь. Да – они малочисленны, да – они разрозненны, да – они многокультурны, многоязычны и т.д., но тем не менее жизнь есть. Так что эти события похожи в смысле возможности общения, поднятия каких-то общих горячих тем для размышления, пусть для самого предварительного, но обсуждения. Но с другой стороны, есть большая разница, потому что за этим стоят разные осуществления братского принципа. Конечно, хотелось бы, чтобы Западноевропейское братство обрело свои более четкие границы, чтобы вообще эти границы чувствовались, потому что на сегодняшний день они практически размыты, при этом не хватает и хребта. У многих членов этого братства и тем более тех, кто вокруг него, нет понимания, какова же харизма этого братства, каково же служение этого братства, какие главные цели люди ставят, когда собираются по-братски. Не всегда есть понимание разницы между тусовкой и общением. И все же это безусловно положительное явление. Если бы его не было, было бы значительно хуже. Это возможность общения с архиереями, это возможность общения между разными юрисдикциями, что на Западе очень актуально. Кифа: Чему у них можно поучиться и чего у них не хватает, что бы мы могли им предложить?
О. Георгий: Что мы можем предложить? Свой образ жизни. Не для того, чтобы они все перенимали и всему подражали, но для того, чтобы поделиться этим как возможностью, как радостью, как поводом для размышления. Иногда и это бывает ценно. А мы ищем подобных вещей у них.
Кифа: Насколько я знаю, представителям fraternite оказался интересен наш опыт катехизации взрослых. Но как это видно из самых разных выступлений и разговоров, они видят в этом необходимость лишь в связи с третьей волной эмиграции. Как Вы считаете: движение по восстановлению катехумената взрослых - это всеобщее явление в церкви, это необходимо везде, или это ситуация, связанная чаще всего с разрывом предания, как это происходило в странах социалистического лагеря? О. Георгий: И то, и другое. Конечно, катехизация обязательно должна быть там, где прервано предание, где есть расколы церкви (а они есть и на Западе, и там тоже, безусловно, имеется большое влияние катаклизмов ХХ века). Она крайне необходима и на Востоке, и на Западе. Я об этом говорил в Париже в начале 90-х годов. Девять лет назад я пытался об этом говорить на подобном съезде, но, к сожалению, тогда у многих уши еще были закрыты. Тогда я не нашел взаимопонимания. Тогда люди еще думали, что все обойдется, мол, у нас другие условия, не нужно нам вашего опыта, да и вообще – что может быть доброго из постсоветской, чуть ли не советской, России. И это, конечно, было очень большой ошибкой. Но я в любом случае рад, что сейчас таких вопросов уже не ставится. Сейчас люди начали понимать, что без катехизации возродить церковную жизнь нельзя, нельзя пробить ту корку, которая образуется с юности в сердцах людей в секулярном обществе. Вот что главное, вот что недооценивается иногда и здесь, и там. Катехуменат в этом смысле – вещь универсальная. Другое дело, что вести катехизацию можно немного по-разному, и парижане правильно говорят, что мы немного по-разному ее ведем. Да и у нас не только в разных городах и разных странах, но даже в одном городе разные катехизаторы делают немного разные акценты, т.е. свободно относятся к основной парадигме катехизационного процесса. Кифа: Какими Вы видите перспективы православия в Западной Европе и, в частности, перспективы Западноевропейского братства?
О. Георгий: Будущее всегда есть, когда мы хотим его иметь. В т.ч. и братство, если захочет иметь будущее, подумает, как возродить и обновить не только Свято-Сергиевский институт, но и приходскую жизнь, и РСХД, и само братство. Без этого невозможно. Нужно искать новые формы, нельзя все время только оглядываться назад, пусть даже предыдущая эпоха была полноводной и значительной. Сейчас идут бурные процессы. Не будем их торопить, не будем их предварять. Посмотрим, как все это пойдет, но я думаю, что будущее у православия на Западе есть. Но православие должно быть открытым, оно должно способствовать не только созданию поместных православных церквей, но и единству всего христианства.
Кифа: Может быть, это миссия прежде всего западноевропейского православия – такое межправославное общение?
О. Георгий: Безусловно. И межправославное, и межконфессиональное. Это как бы немного полигон, искус перед лицом инославных, и это очень ценно. Только нужно, чтобы кто-то этот опыт собирал, хранил, подводил итоги, отсеивал неудачное, избегая при этом желания лишь учить других. Беседовали А. БУРОВ и А. КОЛЫМАГИНА |