В монастыре Бозе (Италия) прошел конгресс на тему «Духовная борьба в православной традиции» Этот конгресс, семнадцатый среди подобных встреч, открыл приор монастыря Бозе Энцо Бьянки. Были зачитаны приветствия от патриарха Константинопольского Варфоломея, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, папы Бенедикта XVI и др. Первый доклад «Духовная борьба: библейские составляющие» представил Энцо Бьянки. Он рассказал о библейском взгляде на духовную брань и тех предостережениях, которые мы видим уже в библейском тексте. По его словам, Библия говорит о страхе, обращающем нас в рабство и приводящем ко греху, о страхе смерти и о возможностях преодоления человеком этих страхов. Он также сказал, что каждый грех - это неловкая попытка человека бороться со страхом смерти. Э. Бьянки предложил своего рода «грамматику» духовной брани, ее правила. По Библии, источник всего в человеке коренится в его сердце, оттуда исходит все злое, но там же хранится и образ Божий. По его мнению, необходимое для духовной брани оружие лучше всего описано ап. Павлом в Послании к ефесянам. Сказав о том, что духовная брань основывается на вере в воскресение Христово, Э. Бьянки закончил свое выступление словами из 144 псалма: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки». Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета «Богословие аскетического подвига» был посвящен евангельским основаниям православной аскетики. Он говорил о принципиальном отличии христианской аскетической традиции от любой другой аскетической практики, заключающемся в том, что христианская аскетика ставит своей целью не совершенствование индивидуальных способностей ветхого человека, а приобщение его ко Христу (цитируя христологический гимн ап. Павла). Ветхий человек, по его словам, защищается от страха своей гордыней, что создает иллюзию его равенства Богу, но из этого проистекает и невозможность для такого человека полюбить ближнего, который в этом свете становится скорее угрозой его индивидуальности. Утвердив Церковь, Господь дал другие основания и для межчеловеческих отношений. В этом парадокс жертвы как образа мысли и способа жизни: отдача становится источником получения, а смерть - началом жизни. Закончил свое выступление митрополит Филарет отсылкой к Николаю Кавасиле, призвавшему славословить Господа ради Него Самого, как и совершать аскетический подвиг не ради самого себя, но как путь к Господу. Конгресс продлился четыре дня, в нем приняли участие около 250 человек. Одним из наиболее интересных сообщений католических богословов стал доклад проф. Эрве Леграна, освещавший традиционное понимание «общения даров», опирающееся на слова апостола: «Каждый служи тем даром, который получил». Особое внимание участников в последние дни работы конгресса привлекли доклады митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) и митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), затрагивавшие проблемы духовной борьбы в современном мире. Информационная служба Преображенского братства В Китае впервые за 50 лет освящен православный храм 30 августа в г. Лабдарине (Автономный район Внутренняя Монголия) состоялось освящение храма во имя святителя Иннокентия Иркутского. Освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван. В освящении храма принял участие настоятель прихода свв. первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев, на богослужении присутствовали также православные верующие из Хайлара, Харбина, Шанхая, Пекина и русских сел района Трехречья. Читинско-Забайкальская епархия Русской Православной Церкви, согласно определению Священного Синода несущая попечение об этом приходе, подарила храму иконостас, необходимую утварь и богослужебные облачения. По окончании освящения протоиерей Дионисий Поздняев провел переговоры с прибывшей на церемонию освящения храма директором 4-го Департамента Государственного управления по делам религий г-жой Ван Яньмин. Храм в честь святителя Иннокентия Иркутского был построен в 1990-м году (ранее в этом регионе Китая в годы «культурной революции» были разрушены 18 православных храмов). Прихожане храма - потомки русских, начавших обживать этот отдаленный район Китая еще в конце XIX века. Этот храм Китайской Автономной Православной Церкви - один из 4 храмов, имеющих в КНР официальный статус. Седмица.ru Премия Международного фонда единства православных народов присуждена Свято-Владимирской духовной семинарии 10 сентября состоялось совместное заседание правления, попечительского совета и комиссии по премиям Международного общественного фонда единства православных народов. На заседании обсуждались кандидатуры для вручения премии Международного общественного фонда единства православных народов имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2009 год. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Попечительского совета Международного фонда единства православных народов, принято решение о присуждении этих премий Фонда за 2009 год Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке), а также сербскому кинорежиссеру Э. Кустурице. Богослов.ru Абхазская епархия выразила окончательное намерение отделиться от Грузинской Церкви Сухумо-Абхазская епархия заявила об официальном отделении от Грузинской Православной Церкви, сообщил журналистам в Сухуми глава епархии иерей Виссарион Аплиа. Накануне в сухумском кафедральном соборе состоялось собрание всех священнослужителей епархии, на котором было принято это решение. «Абхазская Церковь официально отделилась от Грузинской и восстановила этим шагом историческую справедливость. После окончания грузино-абхазской войны мы неоднократно заявляли о себе и обращались во все высшие православные инстанции, но все они молчали, поскольку не хотели портить отношения с Грузинской епархией», - заявил Аплиа. По его словам, Сухумо-Абхазская епархия подчинялась с 1943 года Грузинскому католикосату, «и территория Абхазии была насильственно приобщена к Грузинской Церкви». Как сообщил иерей Виссарион Аплиа, теперь будет восстановлена «Абхазская поместная церковь» с двумя епархиями - Пицундской и Сухумской. В Пицунде раньше находился кафедральный собор. Вновь образованная «Абхазская православная церковь» намерена обратиться к Московскому Патриархату с просьбой о содействии в этом вопросе, несмотря на то, что инициатива абхазских клириков получила негативную оценку в Отделе внешних церковных связей РПЦ. «Мы уважаем канонические границы Грузинской Православной Церкви», - заявил и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям иерей Игорь Якимчук, прокомментировав заявление главы Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона Аплиа. Якимчук отметил, что такие взгляды на решение церковного вопроса в Абхазии выражались представителями абхазского духовенства и раньше. В то же время позиция Московского Патриархата в этом вопросе «остается неизменной», подчеркнул отец Игорь. «Есть разные точки зрения, мы это принимаем во внимание в своей работе, но тем не менее остаемся приверженными принципу целостности канонических границ поместных Церквей», - заключил представитель Московского Патриархата. Богослов.ru На японском острове Кюсю начато строительство православного храма миссионерского центра Расположенный на северо-западе Кюсю город Фукуока является важнейшим экономическим и культурным центром этого острова. В течение нескольких лет здесь существует православная община, и для совершения богослужений несколько раз в году арендуется зал в одной из гостиниц. Общину окормляет благочинный Кюсю иерей Павел Оикава. После богослужения проходят встречи в рамках учебных семинаров Западно-Японской епархии Японской Православной Церкви. На Пасху 2009 года с лекцией «Православный храм и православные иконы» в Фукуока выступал настоятель Тоёхаси иерей Исайя Сакаи. Регент хора Нагоя матушка Марии Мацусима регулярно рассказывает прихожанам Фукуока о церковном пении. В 2007 году один из новых прихожан - Стефан Нисимура - подарил благочинию Кюсю участок земли близ аэропорта Фукуока. Здесь к весне 2011 года планируется возвести небольшой храм. Фукуока - это город с полуторамиллионным населением. Здесь много выходцев из России и других православных стран, которые бы с радостью принимали участие в богослужениях. Подготовка к строительству храма велась с весны 2008 года. В июне-июле 2009 года план по возведению храма был одобрен на заседаниях строительного комитета города. 8 августа 2009 года был совершен чин освящения участка, а 19 августа - молебен перед началом строительства. «Это лишь первый шаг, - пишет благочинный о. Павел Оикава в журнале Западно-Японской епархии (№126, 2009). - Однако появление храма для молитвы верующих Фукуока и севера Кюсю станет несказанной радостью». Строительство началось в сентябре 2009 года. Площадь участка небольшая, поэтому предполагается, что ход работ будет достаточно сложным. Здание миссионерского центра планируется возвести к началу ноября. Установка иконостаса и приобретение церковной утвари потребует много сил и времени - ведь прихожан в Фукуока пока еще очень немного. Поэтому пожертвования, сбор которых продолжается и сейчас, поступают от православных верующих из всех приходов Японии. Строительство храма планируют завершить к ноябрю этого года. Патриархия.ru Бывший глава Сурожской епархии епископ Василий (Осборн) подал в отставку Епископ Амфипольский Василий (Осборн), перешедший три года назад из Московского в Константинопольский патриархат, объявил о своей отставке. В своем лондонском приходе он заявил, что покидает свой пост по состоянию здоровья. Клирики британского викариатства Западноевропейского экзархата русских приходов получили от епископа Василия циркулярные письма, в которых сообщается, что их канонический статус будет обсуждаться на очередной ассамблее 28 ноября. Председательствовать на заседании будет глава экзархата архиепископ Команский Гавриил. Кроме того, стало известно, что епископ Василий намерен покинуть Великобританию и переселиться во Францию. Как отметили в епархии, на фоне проигранной викариатством судебной тяжбы вокруг кафедрального храма Сурожской епархии, Успенского собора в Лондоне, «отставка владыки Василия кажется вполне логичной». В 2006 году епископ Василий, возглавлявший на тот момент Сурожскую епархию, решил перейти из Московского в Константинопольский Патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской Церквями, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия патриарх Алексий II отстранил его от должности «с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию». Через несколько месяцев, в июле 2006 года, Синод Русской церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 году Московский Патриархат «во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного» принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский Патриархат. В том же году часть перешедших к епископу Василию священников кафедрального собора Сурожской епархии объявила о праве собственности на него. Судебный процесс завершился в этом году решениями Генпрокуратуры и Верховного суда Великобритании: были подтверждены права Сурожской епархии (Московский Патриархат). Богослов.ru КИФА №12(102) сентябрь 2009 года |