В Екатеринбурге состоялась конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления» Научно-просветительская конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления» прошла в екатеринбургском Доме писателя 15 сентября. Заявленная устроителем конференции, православным Свято-Екатерининским малым братством, тема собрала как людей церковных, священников и мирян, так и светских, в том числе профессоров и преподавателей екатеринбургских вузов, представителей общественных организаций и фондов. «Разобщенность, вероятно, - одна из самых серьезных проблем, ныне стоящих в обществе, и, может быть, наиболее остро это чувствуется в церковной ограде, - такими словами открыл конференцию ее ведущий, представитель Свято-Екатерининского братства Владимир Иванов. - Разобщенность, когда люди мало знают о духовной жизни, о вере друг друга, препятствует тому, чтобы Церковь являла себя как единый духовный организм, коим она призвана быть, препятствует исполнению заповеди единства - как человека с Богом, так и людей между собой. Но это проблема не только церковного сознания. Каждому человеку присуща интуиция о том, что люди призваны жить в общении и единстве. И когда это не происходит или происходит только в малую меру, мы понимаем это как нарушение каких-то фундаментальных законов личностной жизни людей - без ее деления на церковную и светскую части». Первые два доклада проиллюстрировали проблему разобщенности в России и русской церкви. Вместе с тем докладчики предложили свой взгляд на «пути преодоления» этого зла. Канд. ист. н., доцент Тверского госуниверситета, директор тверского филиала РГГУ Владимир Лавренов в своем докладе «Сердце у левых, а голова у правых: разобщенность как общественное и церковное зло» напомнил, какие три опасности, ведущие к утрате подлинного общения, видел о. Александр Шмеман. Во-первых, непросвещенность, т.к. у разобщения «главный враг - свободный и просвещенный человек». Во-вторых, увлечение внешними формами, всякой стилизацией в церковной жизни. И, в-третьих, подмена веры идеологией. Коллега В. Лавренова, канд. ист. н., доцент факультета международных отношений УрГУ (Екатеринбург) Светлана Быкова говорила, что разобщенность стала следствием потери личной ответственности людей за происходящее в стране, приводя в пример ситуацию в стране в 30-х гг. ХХ века. Об удивительном феномене «включения себя во власть», когда до 80% приговоров выносились по добровольным доносам граждан ради борьбы с контрреволюцией, вредительством и т.п. Сила разобщения общества была так велика, что даже анонимные авторы рукописного воззвания, изъятого при аресте рабочего Пермского судоремонтного завода, обличающего преступления советской власти, призывая к объединению, предупреждали: «Опасайтесь шпионов, они везде, даже среди детей». По мнению докладчицы, преодоление разобщенности невозможно без восстановления в обществе доверия, а также «в дополнение к доверию чрезвычайно важной характеристикой общества является ответственность, в т.ч. за свое существование и отношение к происходящему. Я хочу напомнить слова Мираба Мамардашвили: «История - это и есть поле ответственности и труда души». К сожалению, в настоящем и прошлом можно наблюдать периоды, когда общество не желало принимать ответственность за произошедшее». Заключительный доклад канд. фил. н., доцента Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена Юлии Балакшиной «Опыт общинно-братского собирания в Санкт-Петербургской епархии» показал целую плеяду удивительных примеров принятия добровольной ответственности за происходящее в церкви и стране людьми, опирающимися на братское общение в церкви. Конференция завершилась оживленной дискуссией. Олег Глаголев Информационная служба Преображенского братства Духовное образование помогает человеку обрести образ и подобие, по которому он был сотворен 30 августа в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялось открытие 22-го учебного года. По традиции преподаватели, студенты, сотрудники и друзья Института, а также учащиеся Богословского колледжа собрались в часовне СФИ, чтобы вместе помолиться и поздравить друг друга с началом учебного года. Как отметил проректор СФИ Дмитрий Сергеевич Гасак, «отличие духовного образования от любого другого состоит в том, что оно помогает человеку обрести образ и подобие, по которым он был сотворен. Сила этого образования - не в премудрости человеческой, но в духе и смысле христианской веры. Именно вера освящает все, что человеку даровано познать о себе, об этом мире, о взаимоотношениях людей и главное - об отношениях человека и Бога. Дай Бог, чтобы именно таким духом, мудростью свыше были исполнены наши сердца и умы: и тех, кто учит, и тех, кто учится, и всех, кто трудится в нашем институте, чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа прославлялось здесь, и все, кто пребывает в этих стенах и выходит из них, были верными Его учениками и свидетелями». Традиционную лекцию на начало учебного года прочитала проф. кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, заслуженный проф. кафедры логики и философии философского факультета МГУ Елена Дмитриевна Смирнова. Она показала роль логики в анализе интеллектуальной деятельности и, говоря о ее месте в духовном образовании, подчеркнула, что «подлинная вера - не вера фанатика, а мудрая вера, - требует разумения». Многие философы и богословы свидетельствовали о невозможности честного познания без логики. Так, Г.К. Честертон сказал: «Легко ругать логику, но альтернатива ей - ложь», а свт. Григорий Богослов призывал: «Светильником всей своей жизни признавай разум. Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя действительность. При дверях мудрых стой неотступно, а у богатых не стой никогда». Лекция вызвала большой интерес и у тех, кто уже давно знаком с логикой и даже преподает ее, и у тех, кто в первый раз слышал о ее законах. Ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков в своей проповеди на молебне напомнил, что первые христиане назывались просто учениками, и это не случайно, поскольку ученичество - одно из основных качеств жизни христианина. Ото всех, кто получает духовное образование, требуется и вера, и открытость, и особое усилие, т.к. им предстоит многое в своей жизни поменять и усовершенствовать. «Надо решиться продать все, что имеешь, дабы купить драгоценнейшую жемчужину и обрести наилучшее сокровище». В заключительном слове о. Георгий напомнил о новых возможностях, которые открываются в связи с получением Институтом в этом году государственной аккредитации, и выразил надежду, что «все будут, как и прежде, благодарить Бога за счастливые часы, дни, месяцы и годы пребывания в стенах института». Информационная служба СФИ Архиерейский Синод РПЦЗ выразил признательность протоиерею Георгию Митрофанову за книгу «Трагедия России» Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей выразил глубокую признательность профессору Санкт-Петербургской духовной академии протоиерею Георгию Митрофанову за его труд «Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века». «Статьи и проповеди, собранные в Вашей книге, ставят важнейшие для современной России вопросы, - говорится в письме, направленном Синодом РПЦЗ протоиерею Георгию, - отчасти и отвечают на них, ибо они объединены христианским видением, необходимейшим, которым, однако, все еще часто жертвуют ради привычных схем и стандартов». «Освобождение от узких и искаженных представлений, навязанных долгими десятилетиями владычества богоборцев, - дело первоочередной важности. Обретение корневых ценностей Православной Руси - залог будущего не только России, но и всех окружающих ее народов», - говорится в письме. Бурную общественную дискуссию вызвали размышления прот. Георгия Митрофанова о судьбах руководителей и рядовых участников Русской Освободительной Армии генерала Власова. Архиереи Зарубежной Церкви полностью согласились с выводами автора книги, подчеркнув: «Имя православного христианина Андрея Власова вызывает ненависть при неведении исторической реальности в силу тоталитарно-богоборческой пропаганды, целенаправленной исторической фальсификации... Сталин и Гитлер исказили порыв русских людей к свободе. Сталин сумел все смешать. Вы же призываете Россию к различению духов». Члены Синода отметили, что в среде русской эмиграции книга «Трагедия России» вызвала огромный интерес. Честность и прямота, проявляющиеся в труде протоиерея Георгия, «вселяют надежду, что даже в самых сложных исторических и нравственных вопросах будут наконец обретены и выражены ответы, достойные Святой Руси - такие, которые не дышат духом лжи и разъединения прошлого века, но согласно Христу и жизни будущего века исполнены духом единения, великодушия, правды и любви». Письмо подписали Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Монреальский и Канадский Гавриил, епископ Манхеттенский Иероним и другие члены Архиерейского Синода. В книгу «Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века» вошли публицистические статьи и проповеди, написанные и произнесенные протоиереем Георгием Митрофановым в 1990-2000 годах. Основное внимание в них уделяется религиозно-философской критике коммунизма. Автор анализирует духовно-историческую ситуацию в стране, которая, по его мнению, безуспешно пытается совместить «подлинные идеалы 900-летней православной России с ложными «идолами» 70-летнего богоборческого СССР». Профессор-протоиерей Георгий Митрофанов - один из ведущих церковных историков, кандидат философских наук, магистр богословия, заведующий Кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. «Церковный вестник» Панихида по жертвам «красного террора» состоялась на Ржевском полигоне под Санкт-Петербургом Панихида по жертвам «красного террора» была отслужена 6 сентября под Санкт-Петербургом на Ржевском полигоне - месте массовых расстрелов 1918-1920 годов. Здесь собралось около 150 прихожан петербургских храмов. Поминальную службу возглавил член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации, профессор СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов. Ему сослужили протоиереи Вячеслав Харинов и Андрей Козлов, иереи Димитрий Симонов и Леонид Полетаев. «Наша задача заключается в том, чтобы устыдиться и опечалиться тому, что было в нашей стране. А если это произойдет с нами, то, безусловно, мы хотя бы в том малом мире, который окружает нас, в наших семьях, среди тех, кто нам близок, попытаемся начать созидать другую страну. Ту страну, которую олицетворяли эти люди, и ту страну, которой нас лишили с самого раннего детства последователи тех палачей, которые сделали этот военный полигон одним из многих мест погребения лучших представителей нашего народа», - сказал в проповеди протоиерей Георгий Митрофанов. За два года на Ржевском полигоне было расстреляно несколько тысяч заложников. Наиболее массовые расстрелы прошли в период наступления Юденича на Петроград, в связи с восстанием моряков в Кронштадте, «Таганцевским делом» и декретом об изъятии церковных ценностей. Где-то в нашпигованной рваным металлом земле Ржевского полигона находятся второпях зарытые палачами тела расстрелянных здесь священномученика митрополита Вениамина Петроградского и с ним убиенных, а также тысяч безвестных мучеников. Здесь лежат поэт Николай Гумилев и погибшие одновременно с ним. Точные данные о числе убитых до сих пор не известны. Полигону еще не присвоен статус, позволяющий проводить раскопки. Точно можно говорить о 7,5 тыс. расстрелянных. Однако один из руководителей «Мемориала» Вениамин Иофе, которому довелось работать в недолгий период «открытости» архивов ФСБ, назвал цифру 27 тысяч. «Вода живая» Настоятель храма Жен Мироносиц во Пскове, сменивший о. Павла Адельгейма, изобличен в подделке протокола приходского собрания Псковским городским судом (судья Мурин В.А.) 24 августа признан недействительным протокол приходского собрания псковского храма св. Жен Мироносиц от 14 марта 2008 г. и отменена проведенная по этому документу регистрация изменений в устав прихода. По поводу этого документа, названного его создателем - настоятелем храма св. Жен Мироносиц Сергеем Ивановым - «Протоколом», четырьмя членами религиозного объединения (прихода храма), включая священника Павла Адельгейма, был подан в суд иск, суть которого сводилась к требованию признать протокол фальшивкой. Суд г. Пскова в первом составе (судья Масленников В.В.) 26 марта 2009 г. истцам отказал. Основанием для отказа послужило утверждение о том, что истцы (включая священника) не доказали свое членство в приходе. Судебной коллегией Псковского областного суда в порядке кассационной жалобы (председательствующий - Ельчанинова Г.А., судьи Виноградова В.А. (докладчик), Белоногова Н.Ю.) решение Масленникова В.В. было отменено и дело направлено на новое рассмотрение. Основанием отмены послужило то, что судом первого состава не был выяснен факт - проходило ли в действительности собрание. Истцы доказывали, что собрания 14 марта 2008 г. не было, ответчики утверждали обратное. Точку в затянувшемся споре поставил судья Мурин В.А., огласив 24 августа резолютивную часть решения. КИФА №12(102) сентябрь 2009 года |