Священный Синод утвердил Положение о Межсоборном присутствии РПЦ В его состав вошел представитель Свято-Филаретовского института Д.М. Гзгзян 27 июля в Киеве прошло заседание Священного Синода РПЦ, на котором было утверждено Положение о Межсоборном присутствии Русской православной церкви. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Священный Синод поручил Президиуму Межсоборного присутствия разработать календарный план работ и развернутый круг вопросов для рассмотрения Межсоборным присутствием в рамках повестки дня, а также представить на утверждение Священного Синода состав экспертного совета при Межсоборном присутствии. На первом заседании Комиссии по образованию Межсоборного присутствия 2 июня этого года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что Русская православная церковь сегодня остро нуждается в постоянно действующем органе, который бы осмыслял проблемы, стоящие перед церковью. Поэтому Поместный Собор принял решение о создании Межсоборного присутствия, которое могло бы с привлечением иерархов, духовенства, богословов и мирян обсуждать такие важные вопросы церковной жизни, как богослужение, церковное управление и механизмы осуществления соборности в Церкви, организация церковной миссии, духовного образования и религиозного просвещения и другие актуальные проблемы современной церковной жизни. Как сказал Святейший патриарх Кирилл, комиссия по образованию Межсоборного присутствия в своей работе ориентировалась на опыт создания Предсоборного присутствия 1906 г. Оно было отмечено высоким уровнем богословской мысли, глубокой диалогичностью, приверженностью церковной традиции участников дискуссии и сыграло ключевую роль в подготовке исторического по своему значению Поместного Собора 1917-1918 годов. Создание такого органа, как Межсоборное присутствие, сегодня не связано с подготовкой Поместного собора. Он возник потому, что в Русской православной церкви назрела необходимость в серьезной дискуссии и конструктивном диалоге с учетом разного опыта внутрицерковной жизни. Можно надеяться, что Межсоборное присутствие станет такой площадкой, на которой этот диалог будет возможен. Интервью с Д.М. Гзгзяном читайте здесь >>
Фото с сайта mospat.ru
Положение о Межсоборном присутствии Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, - говорил святитель, - требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению». Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12. 15; 24. 6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия 1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви*. 2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. 3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом. II. Состав Межсоборного присутствия 1. Председателем Межсоборного присутствия является Патриарх Московский и всея Руси. 2. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви**. 3. Состав Межсоборного присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси раз в четыре года. III. Структура Межсоборного присутствия 1. Священный Синод избирает президиум Межсоборного присутствия. В составе президиума избирается секретарь Межсоборного присутствия. 2. Межсоборное присутствие или его президиум образуют комиссии и рабочие группы и избирают их состав из числа членов Межсоборного присутствия, а также председателей и секретарей. Председатели комиссий входят по должности в президиум Межсоборного присутствия. К своей работе комиссии могут приглашать экспертов по согласованию с президиумом. 3. Межсоборное присутствие имеет свой аппарат. Руководителем аппарата является секретарь Межсоборного присутствия. 4. При Межсоборном присутствии действует экспертный совет. Состав экспертного совета утверждается и изменяется Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси. IV. Регламент Межсоборного присутствия 1. Решение о включении вопроса в повестку дня Межсоборного присутствия принимается Поместным или Архиерейским Собором либо Священным Синодом. 2. Вопросы, включенные в повестку дня Межсоборного присутствия, направляются в комиссии и рабочие группы по резолюции Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх может также принять решение о направлении отдельных вопросов на отзыв предстоятелям, синодам или соборным органам самоуправляемых Церквей, епархиальным архиереям или учреждениям Русской Православной Церкви, а также на обсуждение епархиальных собраний (съездов). 3. Комиссии готовят заключения по порученным им вопросам. Заключение комиссии должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения. 4. Заключения комиссий сообщаются в президиум, который может: - передать их на обсуждение пленума Межсоборного присутствия; - представить их на рассмотрение Священного Синода. Президиум также обсуждает текущие вопросы деятельности Межсоборного присутствия и принимает по ним решения либо представляет их на рассмотрение Священного Синода. 6. Священный Синод, рассмотрев представленные ему заключения, передает их на рассмотрение Архиерейского или Поместного Собора, либо принимает по ним собственное решение. 7. Отзывы предстоятелей, синодов или соборных органов самоуправляемых Церквей, епархиальных архиереев или учреждений Русской Православной Церкви, заключения епархиальных собраний (съездов) направляются Патриарху Московскому и всея Руси, а затем, по его резолюции, передаются на обсуждение Межсоборного присутствия. В отдельных случаях эти отзывы и заключения могут быть представлены Патриархом непосредственно Священному Синоду. --------------------------- *В повестку дня Межсоборного присуnствия включены следующие вопросы: - вопросы богословия; - церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви; - церковного права; - богослужения и церковного искусства; - приходской жизни и приходской практики; - организации церковной миссии; - организации жизни монастырей и монашества; - духовного образования и религиозного просвещения; - организации церковной социальной деятельности и благотворительности; - взаимодействия Церкви, государства и общества; - противодействия церковным расколам и их преодоления; - отношения к инославию и другим религиям; иные актуальные темы церковной жизни. ** В состав Межсоборного присутствия, избранного 27 июля, вошли 50 архиереев, 55 священнослужителей (17 представителей черного и 38 - белого духовенства), 5 представительниц женских монастырей и 26 мирян. КИФА №10(100) август 2009 года |