Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный Встреча братства в дни празднования Преображения Господня (Преображенский собор) 1993 г. У стен Бобренёва монастыря В 1990 году, когда ни о миссии, ни о катехизации, ни о возрождении общинной жизни еще не говорилось с высоких церковных трибун (слишком тяжелым грузом давил на жизнь церкви опыт советских лет), в день Преображения Господня в маленький подмосковный город Электроугли на праздничную встречу собрались те, кто уже реально участвовал в возрождении оглашения (катехизации) в Русской православной церкви или просто знал об этом опыте и сочувствовал ему. Неформальное движение, члены которого собрались на эту встречу, представляло собой одно из наиболее ярких и последовательных воплощений появившегося в те годы в церковном народе стремления к глубине, полноте и подлинности христианской жизни, к ее общинности и соборности. Встреча, названная позже ее участниками «Преображенским собором», стала как бы днем рождения Преображенского братства. За прошедшие годы на таких ежегодных встречах-соборах обсуждались самые разные темы: жизнь приходов, братств и общин в церкви (и в православной традиции, и в сегодняшнем ее воплощении), гордость и смирение, слушание и слышание Бога и ближнего, опыт мирного и непримиримого противостояния злу, диалог и общение... Братство росло, и формат встреч временами внешне менялся: когда-то они проходили в Москве, в течение многих лет - в Подмосковье, а потом стало ясно, что всем собираться летом в одном месте почти невозможно, и малым братствам большого Преображенского братства-содружества придется встречаться на богослужениях и праздничных трапезах по разным городам и странам когда-то единой страны. Соборы, как и само Преображенское братство, родились из стремления послужить возрождению всей церкви, так сильно пострадавшей и от гонений (в чем бы они ни выражались - в физическом уничтожении верующих или в стремлении безбожного государства контролировать внутреннюю церковную жизнь через контроль над ней преступной тайной полиции), и от издержек синодального периода, и от общего охлаждения христианской жизни. Поэтому эти встречи всегда были открыты гостям: в разные годы в них участвовали представители других братских православных движений - Синдесмоса, РСХД, «Воинства Господня», а также священнослужители и миряне из разных епархий Русской православной церкви и других Поместных церквей. Участники соборов наверняка вспомнят и архиеп. Михаила (Мудьюгина), и протопресв. Виталия Борового, и прот. Бориса Балашова, и свящ. Михаила Евдокимова, и Никиту Струве, и архим. Зинона (Теодора), и Сергея Юрского, и неизменно участвовавшего практически во всех соборах (причём не в качестве гостя, а в качестве члена братства) академика Сергея Сергеевича Аверинцева, и многих других наших выдающихся современников. В связи с двадцатилетием Преображенских соборов мы публикуем краткие воспоминания их участников - одного из старейших и одного из очень молодых членов Преображенского братства. * * * До 1996 года я участвовал во всех соборах, кроме первого. Наиболее памятным мне остался 1991 год. Я тогда только недавно воцерковился, для меня все было ново, все удивительно, и было очень сильное впечатление и от служб, и от встреч, и от того, что это такое представительное собрание. Я чувствовал, что нахожусь в центре церковных событий. Наверное, каким-то образом это впечатление подкреплялось и тем, что в это время происходил путч. А наиболее сознательное, яркое впечатление - это 1993 год. Тема нашего обсуждения была - «Община в православии». Собор длился четыре дня, и чуть ли не каждый день служилась литургия. Был выезд в Бобренев монастырь, где проходил семинар катехизаторов. А на семинаре, посвященном теме собора, выступили те, кто представлял участвовавшие в соборе общины, всем им было дано слово. Был уже собран большой опыт, и возникало ощущение широких горизонтов. А через полгода пошли события, которые начали счет времени уже другого, времени гонений на братство. В 1996 году на Илию меня рукоположили, в августе я служил сорокоуст, и уже не присутствовал на соборе, потому что в течение сорока дней я служил каждый день. Все последующие годы я старался участвовать в соборах, но попадал от силы на один день, а иногда и на полдня. Свящ. Игорь * * * О соборах нашего Содружества я узнала в тот момент, когда о самом содружестве еще ничего не слышала. Так получилось, что мы познакомились с Димой, моим будущим мужем, на следующий день после того, как он вернулся со своего первого Преображенского собора. До этого он бывал на братских соборах ребенком, а потом несколько лет не участвовал в них. Мы гуляли по городу в небольшой компании целый день, а вечером, так как не хотелось расставаться, он предложил пройтись пешком из центра (м. Пушкинская) до Ясенево (оказалось, что мы жили с ним недалеко). Кроме меня никто на такую «прогулку» не решился. И по пути он много рассказывал мне о Боге, о вере и о соборе. Говорил, что это очень здорово, что люди собираются вместе на собор. Мне кажется, я всегда верила в Бога, и мне была интересна эта тема разговора. А вот слово «собор» понималось мной совсем по-другому. Я представила себе множество бородатых стариков, рассуждающих на умные темы, сидящих в огромных залах - и так и думала о соборе, пока в следующий раз сама туда не приехала. Каково же было мое удивление, что это был детский лагерь и вокруг бегают дети и просто идет какая-то удивительная жизнь. Во встречи мне было сложно сразу включиться, я еще не была членом содружества и кроме Димы и его мамы с сестрами никого не знала. Так что, честно скажу, что свой первый собор я весь проиграла в настольный теннис. И через него познакомилась с кем-то из братчиков, получила представление о Содружестве. Тогда же я и «выбрала» себе братство, мне очень понравилось название «Свято-Троицкое», там, где и была молодежка, которую мы только-только начали посещать. Не знаю почему, но Свято-Троицкое для меня звучало красивее, чем Воскресенское, в котором была Димина мама. А год спустя я уже активно участвовала в соборах, тема тогда была важная, про семью и брак, а мы с Димой как раз поженились весной. Теперь моё отношение к соборам изменилось. Во-первых, я теперь иначе отношусь к возможности общения. Не все это понимают, но я знаю, что это настоящий дар, который обязательно нужно принимать и им делиться всякий раз, когда предоставляется такая возможность. Это очень важно. Во-вторых, так получилось, что за это время я гораздо лучше узнала историю братства. Это очень интересно. И вот что удивительно: иногда на соборе кажется, что столько всего не запомнить, не вместить, не воспринять. Еще немного - и заснешь, ну или засыпаешь. Помню, я даже стишки сочинила на одном из последних соборов о том, кто уснул рядом со мной, слева и справа. Но при этом удивительным образом эти общие встречи задают нам тон жизни на будущие полгода, до следующего собора. Тема собора становится твоей личной темой, пищей и для ума, и для проживания. Собор всегда напоминает что-то и дает тебе вдохновение. Анна Сахарова КИФА №8(98) июнь 2009 года |