gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.06.2009 г.

Как уловить разницу между законом и благодатью?

На вопросы Открытых встреч отвечает катехизатор Свято-Андреевского малого православного братства Дмитрий Гасак

Иов и его друзья
Иов и его друзья. Гравюра Гюстава Доре
- Кто посылает испытания человеку? Разве Бог? Пост - это испытание?

Дмитрий Гасак: Конечно, Бог, как сказано в Священном Писании, не искушает никого, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1:13-14). С другой стороны, очень часто в истории бывало так, что люди, попадая в тяжёлые жизненные обстоятельства, задумывались о том, почему они в эти обстоятельства попали, и у них возникала благая и спасительная мысль, что Господь человека наказывает или испытывает, так или иначе указуя ему, что путь его жизни недостойный, время жизни он проводит впустую, идёт не туда, или возможности, которые ему даются, использует недолжным образом. Поэтому люди и говорят (к сожалению, чаще другим, чем себе): «Если ты попал в трудные обстоятельства, то это Бог тебя наказывает», или «Бог тебя испытывает», или «Бог тебя посетил». И это связано с реальным духовным опытом. Другое дело, что никогда, ни при каких обстоятельствах здесь нельзя морализаторствовать и человеку, попавшему в какие-то сложные обстоятельства, говорить: «Вот, Бог тебя наказал!» - как бы приводя это в качестве доказательства существования Бога, Его воли. Одно дело, когда человек сам о себе так думает и говорит, другое дело, когда это касается другого человека.

Этот мир, «мир сей», лежит во зле. И поэтому не бывает так, чтобы человек, находящийся в этом мире, прожил свою жизнь, не будучи испытанным или искушенным. Вопрос всегда в том, как человек эти испытания проходит, как он их преодолевает. С самых древних времен люди понимали, что к испытаниям в жизни надо готовиться, что самые трудные задачи человеку задает жизнь. И в этом смысле пост - это, конечно, испытание, но испытание добровольное, когда человек испытывает свою волю, свою внутреннюю силу, свою веру, свою верность Господу Богу и, наконец, свою свободу. Поэтому пост и является таким традиционным и важным, любимым, дорогим опытом для каждого христианина.

- Апостол Павел говорит, что мы не под законом, а под благодатью. Как уловить эту разницу?

 Дмитрий Гасак: Это очень сложный вопрос. Уловить эту разницу нелегко, для этого необходимо в каком-то смысле откровение, как это было у апостола Павла, который был верным приверженцем и последователем Ветхого закона. В этом законе он полагал свою веру и свою совесть. Он действовал согласно букве этого закона до того времени, пока не узнал Христа, Который не нарушил закон, но исполнил, т.е. довёл до полноты и открыл апостолу Павлу, с одной стороны, ограниченность закона, с другой стороны - полноту новозаветного откровения.

Закон - это всегда граница, это всегда рамки, и человек, следующий закону, всегда в каком-то смысле несвободен. Но, живя в этом мире, мы не можем жить без закона, нет в этом воли Божьей. С другой стороны, важно, чтобы наш закон, наши правила были согласованы с Божьим законом, а не с законничеством, которое Господь осуждал. Поэтому, не познав закона, невозможно познать благодать или, иными словами, свободу. Когда люди впадают в беззаконие, т.е. такое состояние, когда всё позволено, когда нет абсолютно никаких пределов, рамок, границ, ни чести, ни совести - это есть падшая свобода: грешная, мрачная, дьявольская. Но Божественная свобода - это движение не по горизонтали, с которым можно сравнить закон, а по вертикали. Из закона можно вырасти, его можно, даже необходимо исполнить, но исполнить не разрушив, а так, как исполнил его Господь наш Иисус Христос.

- Если человек, будучи христианином, из патриотических чувств становится военным - это достойный поступок или компромисс? Ведь ему, возможно, придётся убивать врагов. С другой стороны, что же, не защищать Родину? Кстати, Иоанн Воин канонизирован за военные подвиги.

Дмитрий Гасак: В своё время от о. Георгия я услышал слова, которые он в свою очередь слышал от прот. Всеволода Шпиллера: «Война - зло, война - грех. Но вот, надо воевать». И, действительно, в этом мире часто приходится воевать и защищать правду, справедливость, любовь, свободу, которые всегда в этом мире находятся под агрессией зла. Мы живём в агрессивной среде, это всегда важно помнить. Но важно помнить также, о чем просил Христос Отца: не взять учеников из мира, но сохранить их от зла. И вот это настоящая, подлинная задача всякого христианина, будь он военным или гражданским человеком, потому что зло проявляет себя не только на войне.

Другой момент. Мы не имеем права быть агрессивными, алчными и недоброжелательными, желать быть захватчиками. Поэтому раньше в России, например, в кадетских корпусах, будущих офицеров учили не убивать врагов, а полагать душу свою за друзей своих. Только важно очень хорошо понимать, что это означает. В конце концов, важно помнить и слова Христа о любви к врагам. Это тоже тайна. Что означает любовь к врагам? Это не значит, что всех врагов надо воспринимать как друзей и близких. Враг есть враг. Но при этом Христос говорил о любви к врагам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф 5:44).

Что же касается Иоанна Воина, то, насколько я помню, он был канонизирован не за военные подвиги, а как раз наоборот. Он был благородный воин и претерпел мучения за то что, будучи воином, он к врагам своим относился с любовью и старался не причинять зла тем, против кого он воевал. Он попал в заключение во времена Юлиана Отступника и, собственно говоря, пострадал за то, что оказывал милость представителям противной стороны. Многие святые, бывшие при жизни воинами, прославлены не за военные подвиги, а за свидетельство о Христе.

Всякая идеология здесь вредна. Важно иметь трезвенное отношение к своей стране, к своему народу, к обществу и к тем, кто нас окружает. Но также важно быть во всей нашей жизни, во всех её сторонах по-настоящему христианином, а значит - не только читать, но исполнять то, что Христос говорит в Евангелии.

- «Смертью смерть поправ». Т.е. человек может воскреснуть только после того, как умрёт?

Дмитрий Гасак: В этом вопросе содержится серьёзная мысль. И серьёзный выбор стоит перед всяким человеком. Выбор, который ничем и никем не проверяется и ничем не гарантируется, который обретается только нашей верой, как это и сказано в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29). Конечно, воскресение связано со смертью. Более того, этот путь победы над смертью пророчески предвидит и знает и Ветхий Завет. В Песни Песней есть такие слова: «Сильна, как смерть, любовь» (Песн 8:6). Здесь подчёркивается как бы равноправие, равносилие любви и смерти. Христос же, явившись, исполнил это и явил такую любовь, которая смогла победить смерть, стать выше смертного страха, выше смертных уз. Смерть Христа не остановила - и это чрезвычайно важно для всякого человека. И именно здесь, в этой точке, сходится весь драматизм и трагичность жизни человека, которая разрешается только верой в Бога во Христе и Святом Духе.

КИФА №8(98) июнь 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!