Церковь и культура - конфликт или диалог? 17 сентября в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги публициста Бориса Колымагина «Искушение культурой: проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России». По мнению автора книги - поэта, журналиста, бакалавра богословия, церковь выполняет сегодня большую культурную роль: храмы, которые были отданы церкви, так или иначе восстанавливаются и обретают значение не только в духовном смысле, но и как объекты культуры. С другой стороны, в церковь хлынуло много людей, которые применяют к ней мирские рамки: это могут быть даже влиятельные православные олигархи, которые, например, запускают бизнес-проекты, не согласующиея ни с внутренним устроением церкви, ни с церковной культурой, ни с культурой вообще. Кроме того, когда у государства не оказывается денег на поддержание разных учреждений культуры, оно с удовольствием передает объекты культуры другим хозяевам, «лишь бы только не платить». В этой ситуации очень важно, чтобы те, кто может сказать слово в защиту культуры - в первую очередь интеллигенция, - не боялись говорить то, что они думают. Важно, чтобы голос этих людей звучал, и особенно важен этот голос «изнутри церковной ограды». В дискуссию включились присутствовавшие на презентации религиовед Борис Фаликов, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института Маргарита Шилкина, директор Фонда христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Сергей Матвеев, директор Зверевского центра современного искусства поэт Алексей Сосна, поэтесса Наталья Черных и другие. Борис Фаликов отметил в первую очередь «взвешенную, сбалансированную позицию» Бориса Колымагина в оценке взаимоотношений религии и культуры. Потому как эта тема «сильно поляризует»; здесь всегда возникают крайние мнения. Автор же рассматривает проблему, с одной стороны, изнутри, как человек церковный, с другой - как поэт, который понимает современное искусство. Эта позиция, по мнению Фаликова, невыигрышная (ему достается и от тех, и от других), и выигрышная в то же время - «он понимает взгляды обеих сторон». «Мне кажется, такой взвешенный подход сейчас очень важен», - считает религиовед. Маргариту Шилкину «больше всего поразило то, что автор не боится открыть личные взгляды, чувства», потому что тема взаимоотношений Церкви и культуры сегодня не самая популярная. В самом начале ХХ века об этом писали и говорили много - деятели культуры и Церкви «опомнились и попытались встретиться друг с другом». И «удивительным образом сейчас, когда есть ощущение пустоты, ощущение не столько возрождения, сколько попытки вернуться к уже пройденному и отброшенному историей, появляются те люди, которые и в церкви, и в культуре ищут дорогу друг к другу, но я не могу сказать, что уже нашли. Главное, что сегодня может сдвинуть все с мертвой точки, - явление человека, живущего внутри культуры и внутри своей веры, живущего тем, что и его вера, и его культура питают друг друга, они нужны друг другу в нем самом, именно они помогают личности быть целостной. И Борису Колымагину удалось показать таких людей. Эта книга может помочь очень многим людям в себе самом обрести встречу или хотя бы желание встречи, найти те пути, которые могут помочь человеку возродить в себе и жажду духа, и жажду смысла», - сказала М. Шилкина. Священник Константин Кравцов отметил, что «мы живем в мире подмен» и предложил определиться, что есть культура - т.к. существует массовая культура, псевдокультура, антикультура и т.д. Наталья Черных подчеркнула, что «путь художника - нарушать границы». Она предложила в размышление «Церковь - культура» включить третью составляющую - художника. Настоятель храма Всех святых г. Мытищи о. Владислав Каховский отметил, что «те, кто творит, - себя не ограничивают», и, по его мнению, художника не нужно ограничивать. В целом постановку вопроса «Церковь - культура» о. Владислав считает нонсенсом, т.к. культура - составная часть Церкви. Культура отображает то, что нас окружает, а Церковь - «не отображает, она действует». Сергей Матвеев считает, что Церковь за последние годы достаточно окрепла и должна помогать культуре. По мнению Маргариты Шилкиной, сегодня «Церковь нуждается в поддержке культуры больше, чем культура в поддержке Церкви». В книгу Колымагина включены статьи, написанные в разные годы, - «Фундаментализм как явление антикультуры», «Саддукейские игры с культурой», «Радикализация на фоне охлаждения», «Основы православной культуры в школе: pro et contra», «Религиозная поэзия андеграунда (Петербург - Москва)», «К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории» и другие. Книга завершается личными заметками автора «Паломник», которые, по мнению Бориса Фаликова, удачно дополняют публицистические статьи. В завершение презентации присутствовавшие выразили надежду на то, что обсуждение вопросов, столь актуальных как для общества, так и для церкви, будет продолжаться на страницах новых книг. По материалам информационной службы СФИ и «Благовест-инфо» КИФА №12(86) сентябрь 2008 года |