Мы еще не прошли точку невозврата Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым), главой синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви - На Руси традиционно сложное отношение к образованию, его не всегда любят и мало ценят. Можно ли изменить эту ситуацию? Ждать, когда «жизнь заставит» (информационная эпоха, возрастающая нужда в креативно мыслящих людях в условиях жестокой конкурентной борьбы и т.п.) или поспешить самим? Как именно? Архим. Иоанн (Экономцев): Сложное отношение к образованию свойственно многим странам, например, США, и Россия здесь не исключение. Вместе с тем у нас богатая образовательная традиция, нам не раз доводилось проходить и преодолевать смутные времена и подыматься из состояния общественного и образовательного разора. Я все-таки не согласен со скептиками, полагающими, что мы уже прошли точку невозврата и впереди только разрушение. Но нужно совместное усилие общества, государства и Церкви. А для этого следует понять всем, что без возрождения образования не выжить. - Могут ли этому помочь возникшие в последние десятилетия негосударственные образовательные учреждения? Чем они располагают и в чем нуждаются для достижения этой цели? Или такой связи с организационно-правовой формой нет? Архим. Иоанн: Они не могут подменить собою всю систему образования, но должны обрести в ней свое место как уникальные образовательные и культурные центры, поскольку нередко собирают лучших преподавателей. Необходима целевая поддержка лучших из них и облегчение часто непосильных материальных тягот. - Насколько образование как подготовка интеллигенции в собственном смысле слова (от intelligere - понимать, мыслить) может быть результатом целенаправленных институциональных усилий? Как возможно (и возможно ли) возвращение к глубине и целостности просвещения человека, вступление на путь от «образованщины» к интеллигентности? Архим. Иоанн: С легкой руки А. Солженицына распространилось слово «образованщина», отражавшее реалии застойной советской системы. Однако в настоящее время едва ли оно сохраняет всю свою актуальность. Никакой интеллигенции без основательного образования быть не может. Вместе с тем, если интеллигенция хочет иметь общественное значение, она должна нести в себе нравственное начало, услышать и понять не только саму себя, обладать не только развитым умом, но и совестью, быть вместе с Церковью и со всеми здравыми духовно людьми в решении насущных задач, стоящих перед обществом. В соответствии с этим должна быть ориентирована и система образования. - Какие главные цели должно, на Ваш взгляд, ставить образовательное учреждение перед собой в сегодняшней России? Архим. Иоанн: У настоящего образования цель всегда одна - развить ум, снабдив его знаниями и умением ориентироваться в море информации, и пробудить в душе стремление к нравственному совершенству. - Какая сегодня первоочередная задача духовного (церковного) образования? Архим. Иоанн: Задач, стоящих перед современным духовным образованием, немало - возрождение церковной науки, восполнение однобокости образования, искусственно созданной в советское время, подлинное воцерковление, обретение своего законного места в общей системе образования... Но прежде всего ему надлежит воспитывать священников, способных и в современном, усложнившемся по сравнению с прежним, мире нести людям всех общественных страт спасительную весть Христову. КИФА №8(82) июнь 2008 года |