«Все творчество о. Георгия является одновременно и словом, и делом» Свято-Филаретовский институт начал празднование своего двадцатилетия презентацией изданных трудов духовного попечителя и ректора института проф.-свящ. Георгия Кочеткова 24 мая в конференц-зале Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» собрались преподаватели, сотрудники, студенты СФИ и многочисленные друзья самого института и того духовного движения, с которым он неразрывно связан. Встреча началась с воспоминания главного редактора журнала «Вестник РХД» проф. Н.А. Струве об истории публикации самой первой статьи о. Георгия, увидевшей свет в 1979 г. и опубликованной в «Вестнике» под псевдонимом «Николай Герасимов». «Самое главное, что отличает и эту статью, и все творчество о. Георгия - то, что они являются одновременно и словом, и делом. Такое «совместительство» слова и дела мне кажется отличительной чертой русской православной традиции», - сказал Н.А. Струве. Он напомнил и то, что многие статьи и книги о. Георгия развивают мысли о. Николая Афанасьева. Именно то особое видение, которое проявилось в первой же статье молодого автора, явилось, по мнению редактора «Вестника», источником его дальнейшей деятельности и основой успеха созданных им общин, братств и духовной школы. Многие из выступавших на встрече также обращались к воспоминанию о «герасимовской» статье «Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви», затронувшей центральные вопросы церковной жизни и не потерявшей своей актуальности по сей день. Некоторые подробности истории создания этой статьи - и то, что первоначально она готовилась как доклад на семинаре о. Аркадия Шатова, и то, что включить в нее сопоставление различных принципов жизни прихода и общины посоветовал автору один из его духовников о. Виталий Боровой - были неизвестны слушателям и вызвали большой интерес. Не только в связи с этой темой, но и в целом презентация не превратилась (как это часто случается с событиями такого рода) ни в набор дифирамбов, ни в разбор отдельных публикаций, но стала серьезным разговором о судьбе и служении Церкви в современном мире. В этом разговоре многие темы - и собирание церкви, и служение мирян, и христианское просвещение - оказались связаны друг с другом. Полное надежды утверждение известного публициста В.И. Илюшенко, что мы живем не в постхристианском мире, а в мире, который не дорос до христианства - «религии будущего» - будущего, которое надо готовить; слова проф. А.А. Красикова, что деятельность о. Георгия для многих является свидетельством того, что православие возможно сегодня и должно быть и завтра; напоминание культуролога Е.Б. Рашковского о том, что наша вера молода, наше Писание молодо и всегда молода божественная литургия «как единство живых и мертвых, тех, кто прошел и идет по лицу Земли, и тех, кому еще предстоит по нему пройти, если будущее будет» - неизбежно оказались связаны с темой свидетельства. Эта тема прозвучала в самых разных выступлениях. Известный религиовед Б.З. Фаликов и доктор исторических наук, профессор А.А. Иголкин говорили об открытости как свидетельстве веры. Примером этого для них стала открытость о. Георгия к другим людям, способность к диалогу с другими мнениями, другими конфессиями и религиями, которая помогла им прийти в церковь. Проректор СФИ Д.С. Гасак напомнил о значении для внутрицерковного свидетельства проповедей отца Георгия, продолжающих, по его мнению, по остроте реакции на духовную жизнь в церкви и обществе и по усилию поиска воли Божьей гомилетическую традицию Русской церкви в ХХ веке, традицию прот. Всеволода Шпиллера, архим. Тавриона (Батозского), архим. Сергия (Савельева), протопр. Виталия Борового, протопр. Александра Шмемана. Не могла не прозвучать в этом контексте и тема литургических переводов, которые, по мнению декана богословского факультета СФИ З.М. Дашевской, являются прежде всего трудом возвращения духа и смысла молитве, звучащей в церковном собрании. Главный же акцент в связи с темой свидетельства прозвучал в выступлении самого проф.-свящ. Георгия Кочеткова. «Мы живем и продолжаем в каком-то смысле жить во времена чрезвычайные. Именно поэтому надо сейчас, кто бы что ни говорил, переводить богослужебные тексты. Именно поэтому надо заниматься катехизацией, чего бы это ни стоило и сколько бы Господь ни привёл людей, будет их один человек или тысяча сразу. У нас нет выбора. Мы не можем отказать никому, у нас нет на это права. Мы не можем сказать: «Я не могу». В наше время «я не могу» равносильно преступному «я не хочу исполнять волю Божью», - сказал в заключение о. Георгий. КИФА №8(82) июнь 2008 года |