Как это можно объяснить? В один из дней Страстной седмицы оглашаемая из группы при нашем братстве вышла из метро Юго-Западная и увидела, что на выходе из подземного перехода раздают красочные буклеты. Когда она возвращалась и входила в метро снова, то обратила внимание на яркие иллюстрации: это были изображения Христа, храмов. Люди брали буклеты, которые им вручали без объяснений, смотрели, оставляли на парапете, бросали. Она подняла один из буклетов - оказалось, что это Евангелие от Марка. Шел дождь, разбросанные на парапете евангелия мокли. Ей стало очень горько. Она бросилась собирать. Потом подошла к раздававшим Писание молодым людям и сказала: «Что вы делаете, ведь это Слово Божие?! Люди бросают Евангелие!» Они же напомнили ей, что не нужно судить других и что у них благословение патриарха Алексия и епархии. Озадаченная и расстроенная, вечером она пришла на огласительную встречу, рассказывала о происшедшем, об этой картине попрания Писания и о равнодушии тех, кто устроил безобразие. В глазах у нее стояли слезы. Мы постарались ее успокоить, но объяснить, почему миссия проводится такими кощунственными методами, было трудно. Через несколько дней она принесла собранные буклеты, чтобы можно было раздать их тем, для кого Евангелие что-то значит. Юлия КИСЕЛЕВА, Воскресенское братство Да, несомненно, очень тяжело объяснять такие вещи человеку, входящему в церковь - объяснять так, чтобы и не погрешить против правды, и не пошатнуть доверия к церкви. Надо сказать, что картиной разбросанных у метро Евангелий были задеты многие люди, в том числе и обсуждавшие эту «миссионерскую» акцию в Живом журнале. Мы публикуем здесь это обсуждение в надежде, что оно ответит хотя бы на часть возникших вопросов. v_leria: Вхожу в метро «Китай-город», юноши раздают что-то глянцевое: «Берите все, это подарок от Русской православной церкви». Спрашиваю: «Что за подарок?» Радостно протягивают мне евангелие от Марка с яркими картинками: «Смотрите, написано: издательство Сретенского монастыря, берите больше!» Люди берут, привлеченные яркой обложкой, кто-то благодарит. А кто-то, пройдя несколько метров и разглядев заглавие, откладывает куда попало. Хорошо еще, что не бросают на пол, как это часто бывает с рекламой. Выхожу из метро и вижу Евангелие, мокнущее под дождем на парапете. Говорю мальчикам, весело бегущим с очередными стопками в переход метро: «Что вы делаете, так нельзя обращаться со святыней! Смотрите, люди оставляют Евангелие под дождем! В Древней Церкви запрещалось давать Писание неверующим. Это называлось традиторство, т.е. предательство. Скажите своему начальству, что так нельзя». Мальчики останавливаются, в глазах замешательство: «Да мы не знаем... Ну мы скажем...». Благие намерения авторов мероприятия очевидны, но средства такой «миссии» другими словами как легкомыслие и безответственность не назовешь. Не является ли эта акция Сретенского монастыря плодом недавнего выступления его настоятеля архим Тихона (Шевкунова) на пастырском совещании о «проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви»? Архимандрит, наверное, решил словом и делом подтвердить «нарастание модернистских тенденций». И неожиданно для самого себя сделал это в стиле постмодерна. Комментарии n_nastusha: Господи помилуй! Какой смысл в подобных акциях? Ведь не для отчета и не для выполнения плана... А тогда зачем? Видимо, это новый способ православной миссии. v_leria: А я не уверена, что не для этого... В таких акциях нет ничего нового, разве что для православия и впрямь не характерно. ИМХО, это не способ миссии, а скорее грубая ошибка в деле миссии. elka_sh: Какая грустная картина - Евангелие под дождем! Хорошо ещё, не под ногами... Но вопрос всё-таки интересный - а вдруг кто-то, ну хоть один человек, прочитает, задумается и таким образом придет к Богу?.. v_leria: Может быть, будем надеяться, что кто-то задумается... Хотя все же, наверное, трудно ждать доброго плода, когда попирается святыня. elka_sh: Ещё, конечно, интересно, что для молодых людей то, что Вы сказали, было явно в новинку... v_leria: Да, при том, что эти юноши, как они мне сказали, учатся в Сретенской семинарии при монастыре... alchantov: Куда бы не сеяли - лишь бы упало и проросло. А дальше - всё от Бога. Сам Сеятель в притче настолько захвачен севом, что сеет и в терния, и при дороге, и на дорогу, и на тучную землю. Мудрый сеятель, конечно, сеял бы только в чернозем. Но Бог мудрее нас с вами - очевидно... v_leria: Если бы все было так просто, упаковал Слово в яркую приманку да разложил повсюду, и рыба сама в сети косяками пойдет... Только ведь не будет этого. Библия уже 20 лет в открытом доступе, а где плоды? Притча о Сеятеле не отменяет слов Спасителя о благоговейном отношении к святыне. Сеять Слово - совсем не означает разбрасывать Писание. Его можно дарить только тому, кто поверил и сам захотел прочесть. Иначе мы будем виновны в попрании святыни. Конечно, Вы правы, сеять Слово надо всюду. И на камне, и при дороге тоже. Но для этого необходимо личное свидетельство, и об этом притча. alchantov: Апостолы сеяли слово Божье - не думая о том, к чистым или нечистым оно упадёт. Всё совершит Христос. К сожалению, сразу после Апостолов фарисейское деление людей на чистых и нечистых пробралось и в христианство. Меня, честно говоря, оно теперь даже не удивляет, настолько крепкие оно пустило корни. Но удивляет и наивность Сретенцев: раздача ярких книжек вместо проповеди. Мальчиков нанять легко. Гораздо трудней проповедовать самому на улицах города. v_leria: Когда Христос говорит шокирующие слова: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф 7:6), то Он не делит людей на чистых и нечистых, поскольку Он пришел вовсе не к праведникам, а к нам, грешным. Люди различаются не по степени чистоты, о которой мы не смеем судить, а по тому, на каком этапе пути к Богу находятся. По канонам православной церкви неготового человека нельзя крестить и причащать. То же относится и к Писанию. В первые века христианства отлучали от Церкви тех, кто давал его читать неверующим. Т.н. церковная «дисциплина аркана» - не деление на чистых и нечистых, а настоящая любовь к людям, чтобы они сами того не ведая не могли осмеять, обругать или осквернить святыню и чтобы не погибли из-за этого. dmatveev: Справедливости ради, стоит заметить, что disciplina arcani давно не работает (как и вообще меры ограничительного характера плохо работают) - все всё читали или могут прочитать. В информационный-то век... Что, впрочем, только подчеркивает бессмысленность раздачи текстов Евангелия на улице. v_leria: Не работает, к сожалению, хотя эту дисциплину никто не отменял, так же как обязательное оглашение перед крещением, как и невозможность участия в литургии верных тех, кто не причащается (возглас «двери, двери» звучит впустую) и мн. др. Акция с раздариванием Евангелия - не просто бессмысленная затея, она очень вредная тем, что усиливает отход от церковной нормы. evelbius: Неумелый миссионер - примерно то же, что неумелый врач. Раздавать листовки - это уже сомнительно. А ПИСАНИЕ раздавать на улицах (поручая эту раздачу, к тому же, людям явно малоопытным) - чревато святотатством. Даже протестанты это обычно понимают. Следущий шаг в этом направлении - почтовая рассылка. Спаси, Господи. alchantov: По дороге в Кленники был я сегодня на месте происшествия. Да, ребятки из Сретенского раздают Ев. от Марка. Не всем, а только тем, кто хочет! Подходит и просит. Из десяти человек восемь проходят мимо. И я с удовольствием взял. А если там где-то взяв - бросали, то это ведь не вина сеятелей. v_leria: В том-то и дело, что это вина сеятелей. Я уж не говорю о том, что Евангелие нельзя рекламировать, что кпд такой акции низкий при огромных затратах. Но главное - миссия возможна при личном общении, а так - профанация, к сожалению. dmatveev: Это не реклама Евангелия, это скорее реклама Православной церкви как его законного обладателя. Смысл акции - «это наше, а не иеговистов каких-нибудь с харизматами». К такому выводу я пришел, пообщавшись с ребятами. v_leria: Ребята думают, что престиж РПЦ от рекламы поднимется, им так сказали... Но как бы он не упал после этого... По материалам интернет-дневника (блога) Валерии ВОЛКОВОЙ Фото с сайта Православие.RU КИФА №7(81) май 2008 года |