В Свято-Филаретовском институте состоялся семинар «Аверинцев как пример церковного учительства» 14 апреля в рамках подготовки к конференции СФИ «Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты» состоялся семинар кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики. Вёл семинар преподаватель кафедры, к. пед. н., магистр богословия А.М. Копировский. В семинаре приняли участие преподаватели кафедры и студенты СФИ. В задачу семинара входило рассмотреть некоторые особенности современной православной проповеди, её связь с формой и содержанием образования на примере книг, статей и проповедей акад. С.С. Аверинцева, выдающегося современного учёного и мыслителя. В ходе семинара были сделаны два доклада. Студентка СФИ Марина Наумова представила доклад о канонических основаниях проповеди мирян в храме, сделав краткий исторический обзор эволюции канонической нормы по данному вопросу. Она убедительно показала, что в древней церкви миряне допускались к проповеди, более того, это считалось нормальным явлением (об этом говорит Священное писание Нового Завета и Правила святых Апостолов). В VII веке на Трулльском соборе было принято 64-е правило, по которому миряне перестали допускаться к проповеди в собрании под страхом отлучения от церкви на 40 дней. Только в XX веке ситуация начинает меняться. Собор 1917-1918 гг. ввёл каноническую норму, позволяющую мирянам проповедовать. Определение собора о праве церковного учительства называет привлечение благочестивых мирян к проповеди «весьма желательным». Главной темой доклада преподавателя миссиологии, катехетики и гомилетики С.И. Зайденберга был вопрос о соотношении знания и откровения в проповеди. Возможно ли научить проповедовать так, чтобы откровение было ощутимым? Докладчик считает, что невозможно научить проповеди в процессе аудиторного обучения, т.к. качество проповеди зависит от того, насколько человек способен видеть жизнь сквозь призму Евангелия, а это определяется глубиной церковной жизни. Однако настоящей проповеди нужно учиться. Свидетельством этому может быть С.С. Аверинцев. По тому, как с течением времени менялись проповеди Сергея Сергеевича, можно увидеть, что он был хорошим учеником в этой сфере. При обсуждении вопроса о соотношении откровения и знания в проповеди было отмечено, что в своих проповедях С.С. Аверинцев редко говорил то, что до этого не высказывал в научных трудах. Для него как для человека, стремившегося к подлинности и в науке, и в жизни, чрезвычайно важно было вернуть слово в церковный контекст. Он всегда сохранял канонически традиционную форму проповеди, но при этом включал в неё весь доступный ему научный и церковный материал, стремясь к тому, чтобы его слово было понятно каждому слушающему. Он обладал внутренней свободой, которая позволяла ему не быть рабом формы. Слово его всегда звучало весомо и личностно. Благодаря этому проповедь С.С. Аверинцева приобретала черты пророчества. В заключение дискуссии, при обсуждении вопроса о том, можно ли научить различению подлинного и неподлинного в проповеди, А.М. Копировский процитировал название одной из книг С.С. Аверинцева - «Не утратить вкуса к подлинности», сделав акцент на том, что подлинность, как и всякий подлинный дар, прежде всего, нужно не утратить, т.е. суметь раскрыть в себе то, что уже дано человеку Богом. На семинаре был также поставлен вопрос о необходимости целостного знания для новой парадигмы образования. Было отмечено, что целостность должна достигаться не объёмом излагаемых знаний, а синтезом, который невозможен без прозрения, без дара пророчества. Госдума отклонила проекты законов, ужесточающих ответственность за преступления против священников и надругательство над святынями Госдума в среду 16 апреля отклонила законопроекты, направленные на усиление уголовной ответственности за преступления против священнослужителей и за надругательство над религиозными святынями. Оба проекта закона, инициированные депутатом Госдумы четвертого созыва Александром Чуевым (фракция «Справедливая Россия»), рассматривались в первом чтении. А. Чуев, в частности, предложил рассматривать преступления против священнослужителей наряду с преступлениями против тех, кто исполняет общественный долг, и, соответственно, дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание, таким квалифицирующим признаком. Что касается инициативы, ужесточающей ответственность за надругательство над религиозными святынями, то в законопроекте предложено было установить штраф в размере до 40 тыс. рублей или в размере зарплаты за публичное уничтожение, повреждение или осквернение религиозных святынь. Предусматривалась также возможность направления виновного на исправительные работы сроком до одного года либо принятием решения о его аресте до трех месяцев. Несмотря на то, что фракции КПРФ и ЛДПР высказались в поддержку принятия этих законопроектов, парламентским большинством (а это - «единороссы») они были отклонены и сняты с дальнейшего рассмотрения. «Я боролся на разных позициях, но - за Церковь» 23 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения митрополита Евлогия (Георгиевского) Владыке Евлогию довелось стать свидетелем окончания синодального периода жизни церкви и революционной катастрофы 1917 г. Он был активным участником Поместного Собора 1917/1918 гг., пережил петлюровский плен, трудности положения церкви в эмиграции. С его именем неразрывно связано создание Свято-Сергиевского богословского института в Париже, поддержка и защита его основателя, выдающегося богослова ХХ века прот. Сергия Булгакова. Владыка взял под свое духовное покровительство Русское студенческое христианское движение (РСХД). Он способствовал трудам по благотворительности и милосердию м. Марии (Скобцовой), постриг которой совершил лично. Всю свою жизнь владыка Евлогий отдал служению Церкви. Он был высокообразованным человеком, но держался просто и доступно, в т.ч. по отношению к простому народу. Ему были чужды внутрицерковные «игры», интриги, хотя, когда было нужно, он мог быть весьма дипломатичным, идти на компромиссы. Объяснения им тех или иных своих действий в разные периоды жизни сводились к следующему: «Я боролся на разных позициях, но - за Церковь». Серьезной всесторонней церковной оценки его жизни и деятельности сделано еще не было. Ключевые моменты истории Русской православной церкви первой половины XX века - Поместный Собор 1917/1918 гг., наследие новомучеников и исповедников российских - сегодня почти не осмыслены церковью, что означает отсутствие подлинной памяти и связи с теми, кто жил в церкви до нас. Однако, все же остается надежда, что это будет сделано в будущем. Продолжение темы: фрагмент из автобиографической книги «Путь моей жизни» >>
«Ситуация выходит за рамки внутрицерковного конфликта» Обращение петербуржцев к Путину В.В. и Медведеву Д.А. в связи с незаконными репрессиями в отношении священника Павла Адельгейма Президенту Российской Федерации господину Путину В.В., Избранному на должность Президента Российской Федерации господину Медведеву Д.А. Глубокоуважаемые Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич! К вам обращаются петербуржцы. Убедительно просим вас рассмотреть и разрешить сложную ситуацию, сложившуюся в г. Пскове в связи с незаконными и незаслуженными репрессиями в отношении священника храма Свв. Жен Мироносиц Павла Анатольевича Адельгейма - настоящего патриота и гражданина нашей Родины, священника, незаслуженно пострадавшего от советской власти. Все мы хорошо знаем о. Павла лично или по его книгам, статьям и выступлениям. О. Павел - священник, на протяжении 50 лет служащий в Русской Православной Церкви, являющийся одним из наиболее значительных специалистов по богословию и каноническому церковному праву, известным церковным публицистом. В Псковской епархии он с 1976 г. За более чем 20 лет, которые он прослужил в храме Свв. Жен Мироносиц, о. Павел восстановил храм буквально из руин, создал крепкий приход, силами которого осуществляется ряд важных социальных проектов. В частности, была создана полная общеобразовательная средняя школа с профессиональной подготовкой регентов церковных хоров, содержится приют для сирот-инвалидов с проблемами психического развития, библиотека. Действует православный лекторий, осуществляются и многие другие социально важные инициативы. 22 февраля 2008 года о. Павел был смещен архиереем с должности настоятеля храма, на которую был назначен священник, сразу начавший разрушать все, что сделал о. Павел. Особенно нас заботит судьба приюта для 10 сирот-инвалидов, т.к. средства на его содержание новый настоятель запретил отпускать. Молодые люди, абсолютно не приспособленные к обычной жизни, окажутся на улице, станут бомжами. Не только епархия, но и городские власти Пскова, несмотря на многочисленные обращения, публикации в СМИ, устранились от решения этой проблемы. Сложившуюся обстановку вокруг о. Павла мы считаем совершенно возмутительной и недопустимой. Такие действия церковных и гражданских властей пресекают гражданскую инициативу прихода и отвращают людей от самой сути и нравственных основ христианского служения, являются беззаконием, имеющим внешне законные, «канонические» формы. Данная ситуация, по нашему мнению, выходит за рамки внутрицерковного конфликта и является препятствием на пути становления гражданского общества и дальнейшего развития демократии. Она вносит раскол в общественное самосознание и препятствует консолидации здоровых сил общества на основе духовных традиций нашей страны. Более подробная информация по сложившейся ситуации прилагается. Подписи инициативной группы (всего 40 подписей) Уполномоченный инициативной группы - Осницкий Анатолий Викторович Сбор подписей в поддержку деятельности Павла Анатольевича Адельгейма продолжается. КИФА №6(80) май 2008 года |