Преображенское братство собралось на свою ежегодную встречу в дни празднования Сретения Господня С 14 по 17 февраля прошла IX ежегодная встреча Преображенского содружества малых православных братств. Встреча была посвящена обсуждению итогов и актуальных вопросов жизни Содружества братств в прошедшем году, перспектив следующего года. Насыщенным получился разговор о христианском воспитании детей и молодежи, в котором оказались затронуты самые разные проблемы - участие детей и подростков в богослужении, особенно в литургии, методы воспитания, трудности взаимодействия семьи и общины в деле воцерковления детей и молодежи. Не менее актуальным было обсуждение современных проблем миссии и катехизации, с которыми приходится сталкиваться как членам братствам, так и всем, кто занимается христианским просвещением в современной России.
Эти четыре дня были насыщены радостью общения и усилием по сохранению единства духа в союзе мира. Завершая встречу, духовный попечитель Преображенского содружества братств, свящ. Георгий Кочетков пожелал всем собравшимся сохранить духовную память о том, что происходило в эти дни, сберечь тепло сердец и распространить его на всех ближних и близких. Митрополит Кирилл: Предсоборная дискуссия начала ХХ в. может стать образцом для обсуждения церковных проблем сегодня Ориентироваться на «высокий интеллектуальный уровень и интеллигентность» предсоборной дискуссии начала ХХ в. в России призвал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, говоря о культуре современного общецерковного обсуждения важнейших проблем современной миссии. Выступая на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» 19 февраля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) подчеркнул, что православная миссия во многом зависит от единства и взаимопонимания в среде самих миссионеров. Митрополит Кирилл «очень положительно» оценил сам факт дискуссии о миссии Церкви в современной России - такую дискуссию, по его словам, было трудно представить еще десять лет назад. Однако теперь важно обратить внимание на тон внутрицерковной полемики. Глава ОВЦС призвал «отойти от стилистики бурных и конфликтных 90-х гг., когда любая проблема политизировалась, раскалывая аудиторию, когда использовался язык стереотипов, навешивались ярлыки». Теперь надо ориентироваться на другой образец: «Мы должны стремиться к той общецерковной дискуссии, которая имела место в начале ХХ в. в преддверии Поместного Собора 1917-1918 гг. На повестке дня было множество вопросов, перечень их был не меньше, чем сегодня. И были острые дискуссии», - напомнил митрополит Кирилл. Однако тон этих обсуждений очень отличался от сегодняшнего: «Когда читаешь предсоборные дискуссии, то поражаешься интеллектуальному уровню этой дискуссии и ее интеллигентности. Можно было выражать разные точки зрения, но никому и в голову не приходило обвинять друг друга в предательстве православия, в обновленчестве, в криптокатолицизме, в фанатизме - этих слов вообще не существовало!» - сказал глава ОВЦС. Сегодня, когда, по его словам, «Русская Церковь стала Церковью всего народа», она должна «учиться говорить с людьми, которые отождествляют себя с разными субкультурами». Но этот поиск общего языка не должен сопровождаться «провокациями внутренних разделений и конфликтов». «Важно, чтобы тема миссии сегодня обсуждалась широко, но чтобы это обсуждение не разделяло Церковь, а консолидировало наши усилия», - подчеркнул митрополит Кирилл. В Свято-Филаретовском институте прошла защита бакалаврских работ 1 февраля 2008 г. в СФИ состоялась защита работ на соискание степени бакалавра богословия. Кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики было представлено к защите шесть работ. Ирина Солдатова в работе «Главные принципы миссии в сочинениях и практике алтайских миссионеров XIX - начала XX века (до 1918 г.)» подробно рассмотрела принципы миссионерской деятельности основателя алтайской миссии прп. Макария (Глухарёва), его учеников и последователей. Она убедительно показала, как внешне простые, но основанные на духе Евангелия принципы благовестия обусловили успех миссии. Работа Ольги Хегай «Джон Р. Мотт как организатор христианской миссии» написана на актуальную тему, затрагивающую одновременно и проблемы христианской миссии, и проблемы отношений с инославными христианами. Исследование, посвященное личности и деятельности этого выдающегося миссионера, который встречался с архиеп. Тихоном - будущим патриархом, много помогал православным в Европе, вызывающего уважение и восхищение в среде христиан разных конфессий, имеет значение еще и потому, что работ о нем немного, а его труды на русский язык почти не переводились. Поэтому основную часть библиографии составили труды самого Дж. Мотта и литература о нем на английском языке. Кафедра истории церкви представила к защите пять работ. Бакалаврская работа Наталии Игнатович «Исторический очерк деятельности Крестовоздвиженского трудового братства, основанного Н.Н. Неплюевым (1889-1929 гг.)» посвящена теме, практически не разработанной в современной научной литературе. В работе рассмотрены взгляды основателя братства Н.Н. Неплюева, а также история братства, его структура, хозяйственная деятельность и духовная жизнь. Исследование Марии Носковой «Тульский Успенский женский монастырь. История ликвидации» является первым в региональном краеведении, посвященном изучению этого монастыря. Тема гонений и репрессий на его насельниц не поднималась ранее. Основной источниковой базой стали документы из архива Тульского управления ФСБ, многие из них введены в научный оборот впервые. Работа Екатерины Степановой «Духовное наследие о. Анатолия Жураковского: пастырские принципы» написана в жанре исторического портрета, героем которого стал один из удивительных священников Русской православной церкви XX века. Литература о нем достаточна скудна. Автор использовала все, что было опубликовано в России в последние годы. Источниковой базой работы стало следственное дело из фондов архива ФСБ РФ (речь идет о деле так называемой «Всесоюзной организации ИПЦ»), а также статьи, написанные о. Анатолием. К защите были представлены также работы Анны Дмитренко «Иосифлянское движение в истории Русской церкви XX века», Павла Бибина «Анализ «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (1905-1906 гг.) - о церковном суде», Лидии Архипенко «Образ Церкви в миссионерской проповеди древней церкви (на примере апологетов)», Фотины-Виолетты Беляевой «Главные принципы миссии в трудах и практике архимандрита Спиридона (Кислякова)», Юлии Быховой «Воплощение миссионерских принципов в проповедях, публичных выступлениях и жизни о. Всеволода Шпиллера и о. Александра Меня», Елены Скоробогач «Проблемы возрождения и обновления церковной жизни в православной гомилетической проповеди второй половины XX века (на примере проповедей протоиерея Всеволода Шпиллера и протопресвитера Виталия Борового)». Кафедра философии и гуманитарных дисциплин представила на защиту работу Елены Подкопаевой «Религиозно-философское обоснование служения христиан в обществе в первой половине XX века (на примере трудов С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и матери Марии (Скобцовой)». Все работы были успешно защищены, а соискателям присвоены степени бакалавров богословия. Информационная служба СФИ На ежегодном епархиальном собрании епископ Саратовский и Вольский Лонгин призвал духовенство к самообразованию и активной проповеди На ежегодном епархиальном собрании Саратовской епархии епископ Саратовский и Вольский Лонгин выступил с докладом, в котором к числу самых острых проблем на сегодняшний день отнес нехватку квалифицированных кадров. «Надо сказать, что и строительство новых, и восстановление прежде построенных храмов идет далеко не такими темпами, как это было бы желательно. И, тем не менее, мы сталкиваемся с тем, что на сегодня строительные и реставрационные работы опережают процесс подготовки кадров. Не хватает священников. Еще чаще - не хватает не просто священников, а настоятелей, способных правильно организовать приходскую жизнь, заботиться одновременно и о ее духовной, и о ее административно-хозяйственной составляющей», - подчеркнул он. Особое внимание на епархиальном собрании еп. Лонгин уделил духовной жизни клириков и мирян, призвав духовенство к самообразованию и активной проповеди: «Когда у клирика нет подобающего сану внутреннего содержания, то нет и полноценной проповеди, нет слова назидания, идущего не просто от ума, но от опыта. А потребность у людей в слове о Боге, о спасении, о путях, к Богу и ко спасению ведущих, огромная. Пастырь, он потому и называется пастырем, что должен пасти порученное ему словесное стадо, подобно пастуху, проявляя внимательность по возможности к каждому, о каждом заботясь». Там, где нет настоящей духовной жизни, подчеркнул владыка, обязательно возникает ее суррогат, происходит подмена: «Иногда это пресловутое обрядоверие, что-нибудь вроде так называемой «земельки», за которой приходят в храм потерявшие близкого человека люди, которые и слыхом не слыхивали о том, как полагается по-церковному проводить в путь всея земли усопшего. А иногда - вера во всякого рода приметы, «знамения времен», пророчества каких-то неведомых «пророков», поиски всего чудесного, поиски так называемых благодатных старцев, участие во всевозможных «отчитках», коллективных покаянных обрядах и т.д. и т.п.». В своем выступлении епископ Лонгин напомнил, как на прошлом епархиальном собрании он зачитывал отрывки из книги некоего «схимонаха Максима», проживающего в соседней Пензенской епархии и «предрекающего в очень странных выражениях конец света и приход антихриста». По словам архиерея, эти отрывки «более всего напоминали бред человека, больного шизофренией». Так оно и оказалось, констатировал владыка: «схимонах Максим» (ныне известный всей стране Петр Кузнецов) «находится в настоящее время в самом подобающем для него месте - на излечении в психиатрической клинике». «Почему такое распространение получают сегодня всевозможные «послания», подобные письмам епископа Диомида, и неграмотные, и внутренне противоречивые, и подчас просто абсурдные? По той же причине: от непросвещенности нашей паствы. Это результат отсутствия полноценной приходской жизни, того единения, той совместной деятельности, в которых так нуждаются люди», - считает епископ Лонгин. Епископ Лонгин еще раз призвал клириков епархии к активной миссионерской деятельности: «Мы много раз говорили о том, что миссионером сегодня должен быть каждый священник - в меру своих возможностей и сил, но тем не менее обязательно. Это касается в равной степени священника, служащего и в городе, и на сельском приходе... С одной стороны, для этого необходимо идти в вузы и школы, в военные части и училища. С другой, быть просто открытыми для людей, готовыми откликнуться, ответить на любой обращенный к нам вопрос. Сеять слово о Боге и Церкви Его везде - и в храме, и при совершении выездных треб, и при самом обычном, бытовом, так сказать, общении с людьми». КИФА №3(77) март 2008 года |