Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) сочинил «Чернобыльскую литургию» на украинском языке Известный духовный композитор архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан сочинил «Чернобыльскую Литургию» на украинском языке, посвятив её памяти жертв аварии на чернобыльской атомной электростанции. «Чернобыльская Литургия» написана автором «под заказ» для православных приходов с украинским языком богослужения (в Европе, США, Канаде и на Западной Украине) и в виде нотного сборника выйдет в свет в начале 2008 года. Аудиозапись «Чернобыльской Литургии» архиепископа Ионафана будет осуществлена одним из ведущих украинских столичных хоров в Киево-Печерской Лавре. До настоящего времени были известны лишь несколько духовных сочинений подобного рода на украинском языке, в основном, музыкантов девятнадцатого столетия (Леонтович, Костич, Вербицкий - автор музыки современного государственного гимна Украины и др.). «Божественная Литургия» нашей современницы Татьяны Дычко - сочинение сугубо «концертного» плана и в чине богослужения полностью использована быть не может, поскольку написана в линеарном гармоническом стиле польского композитора Пендерецкого. Для «Чернобыльской Литургии» архиепископа Ионафана, напротив, характерен т.н. классический, строгий стиль гармонизации, присущий украинской церковной школе. В песнопениях «Чернобыльской Литургии» слышны обработанные автором «намоленные» украинские карпатские напевы: «Святый Боже». Они прекрасно вписались в оригинальную канву авторских сочинений: «Милость мира», «Отче наш». Церковнославянский гимн «Достойно есть», звучащий без перевода, исполненный в украинской фонетической традиции семнадцатого столетия, органично дополняет музыкально-словесный образ «Чернобыльской Литургии». Вся музыка литургии «дышит» как единое и непрерывное музыкальное действо. Авторское переложение литургических украинских текстов мягко вписывается в напевы древних церковных гимнов. Новое духовно-музыкальное сочинение архиепископа Ионафана (Елецких) «Чернобыльская Литургия» (вместе с его блестящей «Литургией Мира», в которой были использованы сегменты григорианики, и лаконичной «Гласовой Литургией», в основании которой обработки церковнославянских гласовых попевок), несомненно, заинтересует любителей церковной музыки и светских исполнителей и станет заметным вкладом в сокровищницу современной украинской литургической культуры. Встреча студенческой молодежи «Христианин в XXI веке: искушения и вызовы» состоялась в Кишиневском университете 16 октября в Доме Культуры при Кишиневском Государственном Университете прошла встреча для молодежи на тему «Христианин в XXI веке: искушения и вызовы». Ведущие - свящ. Октавиан Мошин, председатель Студенческой Ассоциации православных христиан Молдовы (ASCOM) и Данион Василе, богослов и писатель из Бухареста. На встрече была представлена новая книга Д. Василе «Патерик мирян: свидетельства для XXI века». В зале ДК собралось около полутора сотен человек. На встречу пришли люди разного возраста, в основном, студенты. Как выяснилось, около половины из присутствующих являются членами ASCOM. Во встрече приняли участие представители кишиневского Свято-Паисиевского малого православного братства. В своем вступительном слове Данион Василе коснулся, прежде всего, того, что волнует современную молодежь в поисках веры. Речь шла о том, как молодой человек вынужден искать ответы на новые вопросы, которые не представлялись такими важными для людей старшего поколения. Как жить современному человеку в условиях цивилизации мегаполиса и сохранять при этом память о Христе? Что значит быть христианином в современном нам мире? Как сегодня молодому человеку прийти в Церковь? После вступительного слова Данион Василе уделил основное внимание ответам на вопросы молодежи. Огромное количество записок свидетельствовало о том, что у слушавших был живой интерес и готовность к диалогу. Многочисленные вопросы об отношениях до брака и в браке ведущие предложили обсудить на открытой встрече следующего дня, специально посвященной этой теме. Были и провокационные вопросы. Например, румынского писателя спросили, почему на его книгах о христианстве стоит штрих-код. На это Д. Василе ответил, что в Румынии штрих-код ставится на все товары без исключения, в том числе, и на все книги. По его словам, этот вопрос не представляется принципиальным для верующего христианина. Также Д. Василе выразил удивление тем, что использование ИНН представляет столь острую проблему для некоторых православных христиан в Молдове. В конце встречи Данион Василе поделился личными впечатлениями от приезда в Кишинев. По его словам, самой большой неожиданностью для него оказалось то, что между православными христианами Румынии и Республики Молдова существует своего рода зона информационного вакуума. Он даже сравнил свой приезд в столицу нашей республики с путешествием на другой континент. Как отметил Д. Василе, в Румынии православные христиане могут знать больше о том, что происходит на Западе, чем о церковной обстановке в соседней Молдове. В связи с этим румынский писатель призвал всех присутствующих активнее налаживать общение с православными из Румынии, переписываться, делиться впечатлениями. Елена-Алина Патракова Свято-Паисиевское малое православное братство, г. Кишинев В Петербургском госуниверситете появилась студенческая миссионерская группа 9 октября в храме святых апостолов Петра и Павла Петербургского госуниверситета состоялось учредительное собрание студенческой просветительской организации «Миссия». Инициатором создания «Миссии» является выпускник Санкт-Петербургской Духовной семинарии, аспирант кафедры истории древней Греции и Рима Исторического факультета СПбГУ Алексей Волчков. По его словам, целью будущей организации является проповедь Евангелия среди студентов и привлечение их к литургической жизни в университетском приходе. По вторникам с 17 до 18 часов «Миссия» будет проводить открытые встречи в помещении университетского храма. В программе встреч - чтение Евангелия с комментариями, общение и чаепитие. В Твери состоялась встреча читателей с поэтессой О.А. Cедаковой 14 октября 2007 г. в Тверской областной библиотеке им. Горького по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора состоялась встреча поэта, богослова и члена Попечительского совета Свято-Филаретовского института О.А. Седаковой с общественностью г. Твери. Организаторами встречи выступили Спасское и Боголюбское малые православные братства, областная библиотека им. Горького и Тверской филиал РГГУ. Встреча прошла в рамках цикла Покровских вечеров, приуроченных к пятнадцатилетию возобновления богослужений в Покровском храме г. Твери. Встреча с читателями состояла из двух частей: в первой части Ольга Александровна Седакова читала свои стихи. По словам одной из слушательниц, «присутствующие восприняли стихи Ольги Александровны с большой благодарностью, о чем свидетельствовало то внимание и полная тишина, в которой проходило чтение произведений». Во второй части поэт и слушатели обсуждали такие вопросы как творчество и поэзия, культура и политика, христианство и его воплощение в нашей жизни, прошлое и настоящее нашей страны и общества. В завершении прозвучал вопрос о будущем нашей страны, на что Ольга Александровна ответила: «По моему мнению, Россия обречена найти хороший выход». Информационная служба СФИ В конце октября в Заостровье прошел музыкально-поэтический вечер «Этот мир...» Вечер собрал людей совершенно разного возраста из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Заостровья. Особый гость В. Румянцева, известный журналист, всю творческую жизнь посвятившая архангельской газете «Северный комсомолец». Организовала вечер творческая группа прихожан Свято-Сретенского храма с. Заостровья. Встреча началась с литературно-музыкальной композиции, посвященной двум известным авторам: Елене Камбуровой и Булату Окуджаве, где рассказывалось об их судьбе, творчестве, где читались их стихи,показывались фотографии. Елена Камбурова уже известна Архангельску своим приездом в 2006 году по приглашению настоятеля Свято-Сретенского храма о. Иоанна Привалова. Мне запомнилось, что на всех фотографиях у нее очень добрые, я бы сказала, чуткие глаза. Но в них есть боль. Это глаза человека, сильно переживающего за что-то. Может быть,это боль и волнение за других: а что будет с ними, с их душой?... Певица как-то сказала, что должно быть как можно больше произведений, которые бы созидали внутренний мир человека, формировали его. «Ведь от того, какие песни поет, какие стихи читает народ, зависит состояние его души». Это ее слова. Про Камбурову говорят, что она младшая сестра Булата Окуджавы по судьбе. Стихи Булата называют «духовными, в высшем значении этого понятия». Казалось бы, это всегда простые, легкие и ясные строчки, но эта простота всегда затрагивает вопросы жизни и души человеческой, а эта легкость ненавязчиво снова и снова может возвращать нас к извечным ценностям любви, добра, веры. Следующая часть вечера - любимые песни его участников. Исполняя как произведения уже известных авторов (В. Высоцкого, Ю. Визбора, С. Трофимова, А. Макаревича),так и собственные творения, они пели все о том же, о главном: жизни, человеке, его душе. О том, что она не может без любви и веры, о том, что стремится к высокому и чистому и так часто страдает. «Я вижу небо - в нем тишина. Я поднимаюсь к небу еле дыша и вдруг понимаю - это моя душа» (строчки одной из песен). Настроение песен было поддержано прочитанными строчками из стихов Ахматовой, Цветаевой, Тютчева, Седаковой и многих других. Продолжение вечера вытекло из его начала, явилось его результатом, плодом. В неформальной обстановке, без сцены и микрофонов, после некоторого замешательства кто-то из молодежи взял гитару и просто начал петь. Остальная молодежь сначала смущенно слушала, но очень скоро гитара пошла из рук в руки и начали петь все. Ребят и девчонок как будто зажгли, зарядили силами, они сияли изнутри. Их наполнили чем-то таким, что излучало свет.Это было интереснее дискотек и других развлекательных мероприятий. Этого не хватало. Наверное, такие вечера нужны. Они должны превратиться в что-то вроде кафе, где нет спиртного, где есть хорошая музыка и интересные книги. Куда могли бы приходить люди и петь любимые песни, открывать новых авторов, делиться своими мыслями и ощущениями. Где бы была среда для богатого и плодотворного общения. Сами же организаторы говорят, что этот вечер - это как бы вторичная волна от тех встреч в Архангельске, где по приглашению Добролюбовской библиотеки и Свято-Сретенского прихода выступали С.Ю. Юрский, Е.Ц. Чуковская, Е.Б. Пастернак и другие. «Мы наполнились этими встречами и есть желание отдавать и продолжать делать это дальше». Ну что ж, пожелаем им удачи! Татьяна Бавыкина, Архангельск КИФА №14(72) ноябрь 2007 года |