gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.10.2007 г.

«Духовное образование должно давать человеку вдохновение»

Интервью с деканом богословского факультета СФИ З.М. Дашевской

ImageЗоя Михайловна, расскажите, в чем цель богословского образования в Свято-Филаретовском институте?

З.М. Дашевская: Прежде всего, в том, чтобы приобщить наших студентов к полноте церковного предания, чтобы наши студенты могли чувствовать себя в церковной традиции свободно, понимали, Кто есть ее Источник и что она собой представляет, тогда можно по-настоящему послужить возрождению нашей церкви. Невозможно что бы то ни было понять и сделать, если ты не знаешь норму. Если ты не привит к живому древу, ты не увидишь, где и как можно что-то сделать для обновления церковной жизни в нашей стране и в нашей церкви. Составляя учебный план и программу, мы предполагаем, что должны дать нашим студентам самое важное, самое необходимое - дисциплины, которые формируют богословское образование, и стараемся приглашать лучших специалистов для того, чтобы эти дисциплины были освоены студентами качественно.

Существует традиция духовных школ, преподавания и богословского образования. Но сейчас необходимо искать новые пути для того, чтобы современному церковному человеку учиться было интересно. Знания должны приближать его к боговедению и не быть чем-то абстрактным, внешним по отношению к его жизни. Мне кажется, что именно здесь коренное отличие богословского образования в нашем Институте от попытки просто изучать те или иные дисциплины. Существуют богословские факультеты, на которых учатся даже неверующие люди, но для нас это принципиально невозможно. Кто правильно молится, тот богослов, а кто богослов, тот правильно молится. Поэтому духовное образование должно стоять на крепком фундаменте христианской церковной жизни.

Расскажите, пожалуйста, об учебных дисциплинах, которые преподаются в Институте.

З.М. Дашевская: В Институте три профилирующие кафедры: первая - миссиологии, катехетики и гомилетики, вторая - богословских дисциплин и литургики, третья - кафедра Священного писания и библейских дисциплин. Также действуют кафедра истории церкви и кафедра философии и гуманитарных дисциплин. Большинство предметов, преподаваемых в СФИ, конечно, изучаются и в других учебных заведениях. А вот катехетика как отдельный предмет - вряд ли. Наш институт существует уже 20 лет, и этот предмет преподавался практически с самого начала, что достаточно уникально.

Всем хорошо известно о проблеме воцерковления людей в Русской церкви. У нас огромное количество номинально крещеных христиан, которые никак не соотносят свою жизнь с заповедями Божиими. И, тем не менее, жажда проповеди и свидетельства в обществе огромна, люди откликаются на живое слово о Христе. Мы стараемся подготовить наших студентов к свидетельству о вере из глубины православной традиции. Поэтому наши студенты изучают также историю христианской миссии и катехизации.

К кафедре богословских дисциплин и литургики относятся историческая литургика, сакраментология, экклезиология. Существует и множество курсов, которые изучают проблемные стороны этих дисциплин, т.к. мы хотели бы, чтобы наши студенты не только хорошо ориентировались в проблемах и вопросах церковной истории, но знали, как живет сейчас наша церковь. Священное писание в нашем Институте преподают лучшие специалисты в этой области в России.

Современная русская библеистика, как и литургика, только формируются, потому что традиция была прервана катастрофой 1917 г. и последующим за ней разгромом русских духовных школ. Для нас важно установить преемство с русской богословской наукой, хорошо знать свою собственную традицию и, одновременно, пользоваться лучшими достижениями современных исследователей.

В Институте студенты не только слушают лекции или участвуют в семинарах, но и проходят практики - каритативную, богослужебную, катехизическую. Почему столь различные практики являются частью учебного процесса?

З.М. Дашевская: На первом курсе все наши студенты проходят каритативную практику. Она представляет собой диаконическую деятельность, служение милосердия в обычной московской городской больнице, с которой у нас заключен договор. Все наши студенты посещают в ней одно из терапевтических отделений, оказывая посильную помощь людям, которые там лежат. Это касается и необходимости покормить больных, помыть их, пообщаться с ними, поддержать их, оказать помощь медицинскому персоналу. Такого рода деятельность принципиально важна. Мы считаем, что духовное образование без практической диаконии не может быть полноценным.

Студенты также проходят богослужебную практику, чтобы обрести навыки личного и ответственного участия в богослужении. Этот опыт необходим всем - и братьям, и сестрам.

С этого года мы ввели еще одну практику - миссионерскую. Студентам важно научиться свидетельствовать о своей вере, и это очень актуально сейчас для нашей церкви. Пока мы только ищем формы такой практики. Как учебная дисциплина она возникла из потребностей самой жизни. Мы живем в таком мегаполисе, как Москва, где свидетельство о Христе просто необходимо. Наши студенты участвуют в миссионерской деятельности, которая имеет множество разных форм - это миссионерские встречи и экскурсии, циклы бесед.

Мы установили для студентов старших курсов катехизическую практику, т.е. студенты посильным образом, но ответственно, участвуют в проведении оглашения. Они должны уметь провести полный огласительный цикл, подготовить к крещению или к полноценной исповеди и первому причастию тех, кто был крещен, но чья церковная жизнь далека от полноты, и провести таинстводство, мистагогию, т.е. ввести новокрещенных или воцерковляемых людей в таинства церкви.

Мы охватываем этими видами практик основные формы жизни в церкви, где человек, получающий духовное образование, просто не может себя не проявить. Поэтому он должен быть человеком действительно духовным, т.е. уметь послужить Богу и ближним в любом месте, в любое время, там, где Господь его поставит.

Чего достиг факультет за 20 лет своей работы, на Ваш взгляд? Какие перспективы в развитии факультета теологии Вы видите?

З.М. Дашевская: Мне кажется, что не только богословие нуждается в обновлении каких-то подходов, но само его преподавание нуждается в обновлении и возрождении. Для нас принципиально важно, что богословские дисциплины преподаются в единстве, давая возможность студентам охватить церковное предание целиком, увидеть его глубину и безмерность, понимая при этом, что это то, что Господь открывает Своей Церкви, чем они могут жить и служить Ему. Люди действительно способны изменить свою жизнь и обрести то, ради чего приходят в Институт - служение Богу и Церкви.

Если говорить о перспективе, мне кажется, что мы должны быть более динамичными и, одновременно, более устойчивыми, расширяя сферу нашей деятельности, обретая профессионализм в том, что мы делаем. Не быть сухими и занудными, но ответственными в своих суждениях - и интересными, потому что богословие должно быть интересным. Церковь должна дышать свободными легкими для того, чтобы и богословие могло в ней свободно дышать. Это, безусловно, очень непростая задача, но необходимая, потому что иначе богословие быстро вырождается в прикладную вещь, весьма далекую от христианской жизни. А ведь подлинное богословие - это всегда ответ на богооткровение. Если мы стараемся услышать голос Божий, то должны не просто затвердить истины веры, а жить так, чтобы наше свидетельство было верным и истинным.

Как Вы думаете, зачем современному верующему церковному человеку нужно образование?

З.М. Дашевская: Без духовного образования в современной церковной жизни полноценно участвовать невозможно. Кто же захочет оставаться невеждой? Мы призваны быть верными учениками, а для этого необходимо хорошо знать и понимать церковную традицию, жить в церкви свободно, поступать по вере, а не быть как «тростник, ветром колеблемый». Это не та жизнь, в которую ты вошел на некоторое время, а потом вышел. Мы живем в быстро меняющемся мире, и когда люди обращают к церкви свои вопросы, надо не просто ответить им как-то и что-нибудь, а утолить их голод и жажду слова Божьего. Для этого образование и необходимо.

Но ведь многие говорят: достаточно верить самому, пойдите в церковь, на богослужение и все...

З.М. Дашевская: ...и ты спасешься. А еще говорят: «молись, постись и слушай радио «Радонеж»». Нет, этого недостаточно! Невозможно стоять в храме, ничего не понимая, везде быть лишь объектом происходящего события. Господь призвал всех нас к совершенству: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен». Духовное образование к этому совершенству человека подвигает.

Какими Вы видите возможные места приложения полученных опыта и знаний для выпускников СФИ?

З.М. Дашевская: Мне представляется, что духовное образование должно давать человеку вдохновение, чтобы человек почувствовал, узнал свое призвание, увидел свое место в церкви и начал служить дарами, которые получил. Распределения в нашем Институте не существует, но главное, конечно, что сейчас необходимо нашей церкви, нашему народу - служение миссии, проповеди и катехизации, духовного просвещения. Необходимо, чтобы самая жизнь нашего народа изменилась. Если Господь нас поставил жить здесь и сейчас, то надо понимать, что мы должны сделать, чтобы наши современники обрели свой путь пред лицом Божьим.

Беседовала Наталия ИГНАТОВИЧ

КИФА №13(71) октябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!